СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ



Феномен «изобильное мышление»,
или как научиться видеть ресурс там, где его нет.
(ментальные подходы Исраэль)

Леа Веденски – израильтянка, ученый – занимается исследованиями в области мышления и лингвистического пространства индивида. Практикующий психолог, писатель. Специалист в области корпоративной культуры и управления персоналом. Руководитель культурологических проектов, глава израильского центра Эффективных Когнитивных Технологий E.C.T. Center Israel

Мыслить изобильно – это уметь видеть ресурс везде, даже в негативных и сложных состояниях.
Генеральный принцип «изобильного мышления»  – возможности сознания человека не ограничены. И если в вашей жизни, семье, опыте, культуре, нет необходимых для вашего полноценного развития идей, подходов, образцов, их можно найти в любых других местах и культурах, и интегрировать в собственное видение себя и мира.

Для иллюстрации феномена «изобильное мышление» начну с небольшой истории о представительнице «племени» коренных израильтян, профессоре Университета Тель Авива Шуламит Крайтлер, которая является достойным обладателем этого феномена. Эта история поможет нам понять суть явления.

Итак, Шуламит – коренная израильтянка из первопроходцев, родилась 1938 г. еще до основания государства Израиль. Ее отец был одним из архитекторов строивших Тель Авив. Знаменитые архитектурные постройки в стиле Баухаус  – его творения. Он очень любил дочь, но виделись они крайне редко, он, как и многие первопроходцы, работал сутками напролет.
Ее мать, после потери первого ребенка, сошла с ума, и когда родилась маленькая Шуламит, не воспринимала ее как свое дитя, забывала кормить, оставляла ее в очереди за продуктами, не приучала ухаживать за собой и пользоваться столовыми приборами. Девочка росла практически на улице.  Тель Авив периодически бомбили, дома содрогались, из окон летели стекла. Всех детей родители прятали и оберегали, а ее нет. Мать часто заходилась в беспричинных истериках и приступах ярости, избивала ее так сильно, что до сих пор у Шуламит есть проблемы с позвоночником. Словом, мать была психически больна и неадекватна. 
Как бы отреагировало большинство детей на подобную ситуацию? Скорее всего стали бы несчастными и злобными, подобно затравленным зверькам. Но Шуламит – исключение из правил. Уже тогда, в далеком детстве, в ее сознании начал зарождаться «ментальный инструмент», который в будущем спасет жизни тысячам людей, вернув им смысл существования. Но, это будет значительно позже. А пока, в свои четыре с половиной года, девочка вдруг осознала, что с мамой явно что-то не так. Как она это сделала? Очень просто – исходя из своих основательных наблюдений за другими детьми и их мамами. И что же? Можно было по-разному отнестись к своей ситуации – начать себя жалеть, завидовать другим детям, причитать, что так не повезло, и до конца жизни сетовать на злую судьбу.

Шуламит же выбрала иной путь видеть мир как место изобилующее возможностями. Она решила, раз мама не может нормально позаботиться о ней, то, она найдет себе другую маму, и вообще, сама выберет в мире то, что ей необходимо и больше нравится!
Так Шуламит пришла к многодетной соседке, которая показалась ей самой заботливой из всех, кого она видела, и попросила женщину стать ее мамой, научить всему, что положено знать маленькой девочке. Ну как соседка могла отказать такому худенькому кудрявому ангелу, с огромными глазами?! Она полюбила девочку как своего ребенка и приняла в большую семью. Там Шуламит научилась всему, что нужно: ухаживать за собой, готовить, старшие дети научили новую сестренку читать и писать. А главное, она училась любить и быть любимой, ведь теперь у нее перед глазами был правильный пример.
По природе своей она была очень общительной и любознательной девочкой, задавала окружающим людям уйму вопросов. Так постепенно она нашла себе друзей в библиотеке, где потом проводила много времени, запоем читая книги. Нашла лучших учителей по разным предметам. Тогда, в конце сороковых, в Израиле еще не была налажена система обучения, школы толком не работали.  Но именно тогда в страну приехали многие выдающихся еврейские умы: ученые, профессора лучших университетов Европы.
Заметив, что в ее новой семье нет достаточно еды, она поинтересовалась, почему. Новая мама ответила ей, что у них недостаточно денег. «Что такое деньги?» –  спросила Шуламит. Женщина ответила, что деньги дают за то, что ты делаешь людям что-то полезное, а потом ты можешь купить на них, что пожелаешь. Что же она может предложить? И девочка поняла, что у нее, в отличии от других, есть уйма свободного времени. И уже в 5 лет она научилась зарабатывать деньги, простаивая  в длинных очередях, чтобы получить товары по продуктовым карточкам. За это люди давали ей небольшое вознаграждение. К концу дня ее карманы были полны шекелей.
Как говорит Шуламит, с тех пор у нее навсегда пропал страх нищеты, она поняла, что если быть к миру очень внимательной, то всегда можно понять, что именно нужно людям и предложить свои услуги, за которые они будут готовы платить.
Тогда, в конце 40-х, начале 50-х, большинство людей видели вокруг только послевоенный хаос, жизнь впроголодь и разруху, а она,  по собственному выбору, предпочла видеть мир как место изобилия, бесконечных ресурсов, возможностей и приключений.
Спустя годы  Шуламит стала выдающимся ученым мирового масштаба, профессором кафедры психологии университета Тель Авива, а главное – она смогла свое «изобильное мышление» описать и передать другим в форме авторского метода «Когнитивная ориентация» (Shulamith Kreitler «Cognitive orientation»). Она является одним из ведущих специалистов в мире в области онкопсихологии. Ее методы  дали тысячам людей надежду, спасение, а главное способность наслаждаться каждым днем жизни, даже если жить им оставалось всего несколько дней.
Шуламит часто подчеркивает, что осознанно выбирая «изобильное мышление» как способ восприятия себя и мира, мы становимся способны улучшать и  реконструировать свою личность, независимо от негативного опыта, пережитого нами в прошлом.
Мыслить изобильно – это желать и быть готовым видеть ресурс повсюду – даже в самых негативных и сложных состояниях, полностью принимать жизнь и себя в ней.

Условия возникновения и развития феномена «изобильное мышление»

Однако, вы можете возразить мне: невозможно просто взять и выбрать мылить изобильно, как по мановению волшебной палочки! Ведь кто-то на это способен, а кто-то нет. И будете правы.
Для того, чтобы «изобильное мышление» прижилось в нашей голове, для начала там нужно создать качественную почву, удобренную благодатными идеями, которые испокон веков были взращены мудрецами в сознании народа Исраэль.
Именно эти фундаментальные идеи и ценности, которые тысячелетиями впитываются с молоком матери, приучают думать изобильно. Это они помогли сохранить народ,  культуру и духовное наследие в условиях массового уничтожения и отсутствия собственного государства. Это они дали возможность создать сады в пустыне, и за все лишь 70 лет существования крохотной страны, в которой нет никаких природных ресурсов, совершить в ней экономическое чудо.
Так в чем же секрет?
Ментальные подходы Исраэль
Для того, чтобы понять причину и источник феномена «изобильное мышление», нам понадобиться погрузиться в самую суть, отправиться в глубину веков, к культурным и духовным истокам породившим этот феномен.
Итак, какие же фундаментальные идеи лежащие в основе «изобильного мышления»?
1. Мироздание бесконечно (עולם אין סוף олам эйн соф ). Мир бесконечен, каждый следующий уровень более сложный, а его постижение раскрывает все большие возможности. С древнейших времен мудрецы народа Исраэль описывали мир как место бесконечного изобилия (שפע шефа ивр.)
Посыл этой идеи следующий: если я не вижу необходимый ресурс прямо сейчас, это вовсе не означает, что его нет. Да, его не видно, но он непременно имеется, и раскроется мне, как только я правильно настрою свой способ восприятия мира и взаимодействия с ним.
Такой подход к делу, в свою очередь, порождает интересный культурный феномен в сознании людей – если у кого-то много ресурсов, например, денег, то это вовсе не означает, что мне теперь не достанется, наоборот – раз у кого-то много, значит может быть много и у меня.
Когда в глубинах сознания идея бесконечного изобилия мира являются фундаментальной и управляющей, то привычного дифицитарного мышления, при котором для человека количество ресурсов в мире ограничено, не возникает.   
«Шефа» - изобилие, как основа мировоззрения позволяет израильтянину смотреть на мертвую пустыню, а видеть, как создать там сад. Позволяет в принципе допустить саму эту «бредовую» мысль, что такое вообще возможно. И действительно, впоследствии было создано капельное орошение, которое не только позволило осуществить задуманное, но и зарабатывать много денег продавая эту технологию в другие жаркие страны, а также развить на территории пустыни сельское хозяйство. Теперь овощи и фрукты выращенные там, продаются по всему миру, в том числе и в черноземной России.       
2. Творец создал мир из ничего ( יש מאיןешь ми айн). Эта идея лежащая в основе Торы, породила принцип и фундаментальный созидательный подход.
Шуламит Крайтлер, как и многие коренные израильтяне, называют это принцип:
«Работай с тем, что есть.  Если нет ничего, работай с тем, что есть в голове, и подобно Творцу создай то, чего еще нет»
Она часто рассказывала мне, что многих из первопроходцев, приехавших в только что основанный в 1948 г. Израиль из Европы, Америки, России, привлекала сама сложность задачи – создать страну практически с нуля, при отсутствии ресурсов.
Ей много раз предлагали уехать работать в самые престижные вузы всего мира, но она осталась в пустом и нищем на тот момент Израиле, именно потому, что это давало ей возможность совершить акт «чистого творчества» –  собственноручно «творить историю» в месте, где кроме малярийных болот, песка, камней и моря, ничего не было. Да! Всё так, ничего нет. Однако, для изобильно мыслящего человека задача от этого становится только интереснее.  

3. Сделаем и услышим (נעשה ונשמה наасе ве нишма) Принцип – делай, и тогда  узнаешь, что ты умеешь делать.
Говоря об этом фундаментальном принципе «изобильного мышления» уместно вспомнить еврейский анекдот.
  • Скажите Изя, ви умеете играть на скрипке?
  • Не знаю, еще не пробовал, может и умею.

Это привычный подход цабарим (коренных израильтян) – «Не сделаешь, не узнаешь». И при этом абсолютно не важно, делал ты это раньше, или нет. В этом подходе тоже прослеживается принцип «шефа» - изобилия, который относится не только к внешнему миру, но и к внутреннему еще не раскрытому ресурсу.
Это означает, что потенциал способностей человека тоже не ограничен, и в новом действии он может раскрыться совершенно по новому.
Потому первым делом, надо сделать, чтобы дать своему потенциалу шанс.
Есть знаменитые высказывания древних мудрецов, часто упоминаемые многими мыслителями и философами Израэль: «Через действия твои познаю тебя», «Душа человека учит его».  (Бааль Сулам, Шамати, статья 77)

По рассказам очевидцев, в начале основания государства, многие люди брались делать вещи, которых они раньше никогда не делали. Да, просто брали, и делали. Не говорили, что не знают,  или не умеют. Тем самым они открывали в себе доселе спавшие таланты и способности.
Например, Шуламит рассказывала, что в начале 50-х, в Тель Авив из Европы переселилась большая театральная труппа. В скором времени им понадобилась женщина определенного типа на главную роль в новом спектакле. Профессиональных актеров не нашлось. Во всем окружении была только одна дама подходящего возраста и внешности. Она работала воспитательницей детсада. Не долго думая, ей предложили сыграть главную роль. Она согласилась. Впоследствии выяснилось, что у нее врожденный талант.

4. Исправление мира (תיקון העלם– тикун hаолам). Мир создан для со-творчества – это «полуфабрикат», в котором Всевышний оставил много дел для человека. Именно в процессе исправления мира человек развивается и уподобляется по свойствам Творцу.
Исправление мира – одна из основополагающих идей народа Исраэль. Чтобы человек реализовал свой потенциал, у него должно быть чем заняться. Потому Всевышний ждет от нас активного участия в со-творчестве, в совместном преображении  реальности.
Согласно этому подходу у каждого человека есть предназначение и персональная ответственность за его часть работы по исправлению и усовершенствованию мира. Как написано: “Если не я, то кто?” (Талмуд. Мишна. Авот)

Принцип персональной ответственности очень велик в среде коренных израильтян. Он звучит так: «Когда я понимаю, что именно надо сделать для себя и для общего блага, само это понимание доказывает, что я отвечаю за то, что это должно быть сделано».
История Израиля ,изобилует случаями, когда неопытный человек единолично брал на себя решение за судьбу всего государства.
Например, знаменитый случай с Шимоном Пересом (1923-2016), политическим деятелем Израиля. Когда ему было всего 24 года, Давид Бен-Гурион сказал ему: «Окружающие нас арабские страны не согласятся с резолюцией ООН о разделе, они нападут на нас. У нас нет оружия, кроме пары сотен винтовок и нескольких минометов, нет танков,  самолетов, артиллерии, вообще ничего нет! И если у нас так ничего и не будет, то нас уничтожат. Займись оружием. Доставай его, где хочешь. Надо спасать страну. Иди и действуй!»
В столе на своем новом рабочем месте, Перес обнаружил переписку Бен Гуриона  с опытным генералом, который отказался брать на себя ответственность за оборону Израиля. «Я не хочу становиться генералом на несколько дней, чтобы проиграть битву» – писал он. И Шимон Перес принял ответственность «если не я, то кто?»
Он принялся за дело. Многие страны отказались продавать Израилю оружие.
Тогда он сказал Бен-Гуриону: «Давайте попробуем договориться с Францией».  
Бен-Гурион согласился. А это был период, когда Де Голля никто не уважал…
Люди из окружения Бен-Гуриона подвергли Переса яростной критике за это решение. Они говорили: «Зачем нам эта Франция, которую сейчас раздирает конфликт между теми, кто воевал с нацистами, и теми, кто с ними сотрудничал!»  Бен-Гурион пересказал все это Пересу. И тот ответил: «Францию не знаю, французским не владею, но все же, дайте мне попробовать…»
И он отправился во Францию, где в это время было много людей, которые прошли концлагеря. Они ненавидели Гитлера, и сами, своими глазами видели страдания евреев. Когда Шимон приехал во Францию, люди из коммунистического подполья стали ему помогать. Они отнеслись к нему как к своему выжившему ребенку…
Так ему стало доступно французское оружие. В Израиле же все говорили, что он глупец и фантазер, что сочиняет небылицы. Все были настроены против, но когда пришли первые самолеты и корабли с оружием, Бен-Гурион сказал: «Этот мальчик спас страну».
*(Источник:  интервью, Евгения Сова у экс-президента Израиля Шимона Переса для телеканала Курсор 06.01.2016)

Как говорит незабвенная Шуламит Крайтлер: Меняй реальность до тех пор, пока не создашь в ней все необходимые условия для своей реализации”.

5. Жизньחי хай» Живойодно из имен Бога). Жизнь должна продолжаться. Война ли, теракты ли – заводы должны работать, люди любить, рожать, кушать, жениться, учиться, радоваться, наслаждаться…
Сколько бы времени  не осталось жить, важно наполнить его созиданием и глубоким смыслом. Ничто не должно останавливаться. Ценность жизни в Исраэль возведена в Абсолют.

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» писал  выдающийся шведский сценарист и режиссёр И. Бергман.

Жизнь фундаментальная ценность народа Исраэль. Именно поэтому в Израиле оперируют дряхлых стариков, лишь ради того, чтобы повысить им качество жизни, даже если жить им осталось совсем не долго. Поэтому за одного своего солдата захваченного в плен, тут готовы отдать тысячу заключенных террористов. Невозможно не стать патриотом, если твоя страна готова сделать для тебя подобное.    

Шуламит Крайтлер, будучи обладателем феномена «изобильное мышление», при помощи своего метода «когнитивная ориентация», значительно повышает у своих пациентов (в большинстве своем онкологических больных), качество и смысл бытия, даже если жить им осталось несколько дней.
Я неоднократно спрашивала ее, в чем секрет. Ответы бывали разными, но в них неизменно присутствовала мысль о том, что само по себе существование (קיום  «киюм» ивр.) является абсолютной ценностью. В тот момент, когда человек это в полной мере осознает, все меняется, каждая минута становится для него крайне важна. 
Быть, осознавать свое бытие это подарок вселенной и можно научиться ценить каждое мгновение.
Небольшая история, чтобы проиллюстрировать это явление. В культуре коренных израильтян принято открытое общение. Например, они десятилетиями завтракают утром в одном и том же небольшом кафе возле дома, читают газеты, спорят о том, что происходит в стране, о политике и воспитании детей, хорошо знают друг друга, если нужно помогают. Поселившись в одном из таких райончиков Тель Авива, мне полюбилась эта милая традиция.
И вот однажды в кафе случился взрыв. Теракт унес несколько человеческих жизней, многие получили ранения. Это было много лет назад, в первые годы пребывания в Израиле, моя ментальность тогда еще не успела измениться. Я была очень испугана, скорбела, ревела белугой, боялась встретить на лестнице своих соседей. Мне было ужасно жаль того уютного мирка, который, как я была убеждена, уже никогда не станет прежним.
Но каково же было мое удивление, когда после пары недель ремонта, кафе восстановили! Более того, оно стало краше прежнего! В нем опять, как ни в чем не бывало, сидели те же завсегдатаи. Пили кофе, говорили о погибших, вспоминали их,  и опять переходили к насущным вопросам жизни дети, внуки, бизнес, отдых, в субботу сходить в синагогу помолиться...
Я была поражена. Разговорилась со своим соседом, которому на тот момент было около 70 лет. Он родился еще до возникновения государства Израиль, большая часть его европейских родственников сгинула в печах концлагерей, только его мать спаслась от гибели, вовремя уехав на Землю Обетованную.  
Я спросила у него, в чем секрет?
«Да какой там секрет! Все очень просто – жизнь должна продолжаться, ответил он с улыбкой, каждому приходит свой час умирать, но пока мы живы, надо в полной мере наслаждаться жизнью. Возможно потому наш народ существует почти 6000 лет, а ведь за это время сгинули многие великие цивилизации и державы…» 
Слова, которые он сказал дальше, изменили многие мои представления и ценности.


Сосед продолжил: «Что станут делать двое людей, если они давно идут по пустыне, а чтобы дойти куда нужно, воды и еды у них осталось только на одного? 
Кто-то захочет быть «хорошим», разделит все по братски и оба умрут от голода и жажды. Кто-то скажет, «выживает сильнейший», и отнимет у более слабого все, оставив его умирать. Кто-то устроит «пир» перед смертью, беспечно выпьет всю воду и съест всю еду разом, потом умрет от голода и жажды. 
Будут и такие, кто не захочет мучительной смерти и они договорятся убить друг друга…»
Сосед интригующе помолчал и продолжил наклонившись ко мне поближе.
«А для нас всегда есть еще Кое-Кто. В нашей традиции мы в такой ситуации бросим жребий. Подкинем монетку и тот, кому выпадет жребий жить, должен будет взять всю еду и воду и сделать все, чтобы выжить и продолжить жизнь. Ну а если получится, то и привести помощь. Второй  же смиренно примет это, так как знает, что жизнь должна продолжаться, и если хоть у одного из них есть малейший шанс продолжить существование, необходимо им воспользоваться».

Я смотрела в его глаза, окруженные морщинками от улыбок, и в тот момент что-то важное произошло в моем сознании. В сознании человека, который вырос в стране и культуре, где человеческая жизнь не стоит практически ничего. 
«Потому сейчас мы с тобой вспомним погибших тут людей, и продолжим пить кофе, вдыхать аромат свежего хлеба, еще больше наслаждаясь радостью жизни. И за них и за себя..»

Сказав это сосед протянул мне хрустящий ломтик теплого хлеба, который предварительно мокнул в оливковое масло…
Завершая эту статью, я хочу подчеркнуть, что без ценности жизни как генеральной,  все вышеописанные принципы и идеи не имеют никакого значения.
Абсолютная ценность каждого мгновения жизни является главным и обязательным условием, при котором запускается и укрепляется в сознании феномен «изобильного мышления».

Леа Веденски. Тель Авив. Апрель 2018 г.



Публикации в литературном портале proza.ru


http://proza.ru/avtor/leaw


Статья для психотерапевтического журнала Российской Психотерапевтической Ассоциации (2014 г)

http://conference-psychotherapy-rpa.ru/index.php/informatsionnye-materialy/14-kognitivnaya-orientatsiya


Professor Shulamith Kreitler
Translated, edited and presented by Lea Wedensky
Tel Aviv UniversityIsrael
Профессор Шуламит Крайтлер, перевод, редакция и подача материала Леи Веденски
Университет Тель-Авива, Израиль

Когнитивная ориентация и ее влияние на  возникновение расстройств сексуальной жизни  и  проблем беременности у женщин.
Cognitive orientation and its impact on sexual and fertility disorders in women.
В статье представлено введение в теорию когнитивной ориентации (КО) Kreitler & Kreitler, которая описывает, как психологические факторы влияют на поведение в различных областях, таких как: реальное наблюдаемое поведение, эмоциональное поведение, когнитивное поведение, а также их влияние на нарушения здоровья. Эта теория позволяет понимать, прогнозировать и изменять различные формы поведения. Это эмпирически обоснованная теория поддержанная большим количеством экспериментальных и эмпирических исследований. В данной  статье основное внимание уделяется изучению вклада  теории когнитивной ориентации в понимание и прогнозирование сексуальных проблем женщин, таких как трудности с оргазмом и сложностью забеременеть. А так же  представлены психологические переменные, лежащие в основе, способствующие возникновению этих расстройств.

The paper presents an introduction to the theory of cognitive orientation by Kreitler and Kreitler, which describes how psychological factors affect behavior in diverse domains, including actual observable behaviors, emotional  behaviors,  cognitive behaviors, as well as health disorders. He theory enables understanding, prediction and change of behaviors. It is an empirically grounded theory supported by a great number of experimental and empirical studies. The present paper focuses on examining the contribution of the cognitive orientation theory to the understanding and prediction of sexual problems of women, such as difficulties in orgasm, and disorders of futility. The underlying psychological variables contributing to the occurrence of these disorders are presented.

Одна из задач данной статьи, познакомить российских специалистов в области психотерапии  с методом  выдающегося израильского  ученого  Шуламит Крайтлер (Shulamith Kreitler), вклад которой в мировую сокровищницу науки трудно переоценить. На сегодняшний день ее теории и методы успешно применяются во многих странах. Они, вместе со своим мужем Гансом Крайтлер (который был учеником З.Фрейда), по сути с нуля создали кафедру психологии университета Тель - Авива и  израильскую школу  когнитивной психологии. В данной статье  материалы по теории «Когнитивной ориентации» (Kreitler& Kreitler)  впервые издаются  на русском языке.

Биография:
 Шуламит  Крайтлер (Shulamith Kreitler) родилась в  Израиле в 1938 году. Свое профессиональное образование получила  в израильском  университете Бар Илан, на кафедре  медицинской  психологии, затем в Швейцарии докторскую степень и диплом с отличием в Университете Берна. Была профессором психологии в Гарвардском университете, Принстонском университете и в Йельском университете  США. Ш. Крайтлер преподает в различных университетах, таких как Венский университет в Австрии, в университете в Буэнос-Айресе, Аргентине. Уже более 40 лет, до настоящего времени является профессором кафедры психологии в университете Тель-Авива. Шуламит продолжает  свою активную преподавательскую и исследовательскую деятельность в Тель-Авивском  и  Хайфском университетах,  и в различных университетах Европы. 
Ш. Крайтлер является постоянно практикующим клиническим (медицинским) психологом и  работает в нескольких государственных  медицинских учреждениях Израиля: в психиатрической  больнице Беэр-Яаков, в больнице Ихилов. На сегодняшний день она является ведущим специалистом и главой исследовательского центра психоонкологии  медицинского центра Шиба в Тель-ха-Шомер.
Ее основные научные вклады в областях мотивации, психологии искусства, процессах познания и психологии болезни и  здоровья.  Вместе со своим мужем и     коллегой  Гансом Крайтлер ( Н.Kreitler 1916-1993г.) она разработала теорию когнитивной ориентации. Этот инновационный подход фокусируется на изучении взаимодействия   и уточнения влияния психологических процессов на физиологические явления, имеющих значение для возникновения и течения  нарушений и болезней.
Другим важным вкладом Ш. Крайтлер является «Система Значений» (
The system  of  Meaning Kreitler& Kreitler), которая позволяет выявить и  оценить значение основных когнитивных процессов, которые участвуют в  развитии различных видов мышления, включая творческое.
Ш. Крайтлер  опубликовала более 200 статей в научных  журналах о личности и сознании человека, о психологии  искусства, о роли боли,  психологии смерти,  концептуализации смысла и  качества жизни человека. 
Она опубликовала более 100  глав в совместных трудах по медицинской психологии  и 17 собственных книг.
Примеры публикаций:
 H. Kreitler & S. Kreitler (1972): Psychology of the arts. Durham. NC: Duke University Press.
H. Kreitler & S. Kreitler (1976). Cognitive orientation and behavior. New York: Springer.
S. Kreitler, H. Kreitler (1990): The cognitive foundations of personality traits. New York: Plenum.
S. Kreitler, M.W. Ben-Arush, & A. Martin (Eds.) (2012) Pediatric Psycho-Oncology, 2nd edition.  Wiley-Blackwell. UK: Oxford.
S. Kreitler, D. Beltrutti, A. Lamberto, & D. Niv (2006). Handbook of chronic pain. New York: Nova Science.
S. Kreitler (Ed.) (2013). Motivation and cognition: Forging an interdisciplinary perspective. New York: Cambridge University Press.

Теория когнитивной ориентации (КО) Модель здоровья
The Cognitive Orientation Theory:
The CO Model of Health
(Kreitler & Kreitler Israel)
Теория когнитивной ориентации (КО) - это когнитивно - мотивационная теория, включающая в себя несколько  подходов (Kreitler , 2004 ; Kreitler & Kreitler , 1976, 1982) . Основой теории (КО) является модель здоровья, которая хорошо проверена эмпирически на основе подхода к воздействию психологических переменных на болезнь и  актуальные физиологические процессы ( Kreitler & Kreitler , 1991a , 1991b , 1996 , 1998 ; Kreitler ,2003). В теории (КО) подход к нарушениям здоровья основан на предположении, что есть основные факторы, которые необходимы для возникновения болезни: патоген, который является носителем или зачинщиком заболевания, например вирус или микроб; средовые (фоновые) факторы, которые влияют на усиление уязвимости организма, например усиление иммунитета, когда организм  поддался воздействию патогена; генетическая предрасположенность к определенным реакциям на опасное воздействие среды; физиологический механизм, который способствует возникновению болезни, осуществление физиологической программы, которая поддерживается  определенным поведением.

Факторы влияющие на поведение и  состояние здоровья  могут включать в себя различные переменные: внутренние процессы организма, такие как иммунный статус, пищевые переменные, сопутствующие заболевания, а также переменные внешней среды, таких как загрязнение воздуха, воздействие токсинов, экологическую опасность и тому подобное.
Каждое нарушение здоровья есть следствие воздействия совокупности факторов. Для каждого нарушения или проблемы со здоровьем существует своя,   специфическая совокупность влияющих факторов.
Исходя из теории (КО) в каждой совокупности факторов влияющих на  возникновение нарушений безусловно есть весомая составляющая -  психологические факторы.
В рамках подхода теории (КО)  особо пристальное  внимание уделяется персональному значению ключевых смыслов, в рамках исследуемой темы, и системе верований человека.

Подход (КО) можно представить в форме так называемого «вектора мотивационной предиспозиции», которая  в свою очередь, складывается  из  четырех типов верований: верования о себе, верования о других и реальности, верования о нормах и правилах, верования о целях.  

Многолетние исследования в рамках теории (КО) показали, что в своей совокупности все четыре типа верований влияют на мотивацию индивида приводя к тому или иному поведению. Наличие конфликта между верованиями может приводить к таким формам поведения, которые препятствует реализации желаемого и могут приводить к расстройствам и нарушению здоровья. Чем больше степень противоречий, тем больше риск ухудшения состояния здоровья. Например, наличие взаимоисключающих, конфликтующих  верований относящихся к вопросам женственности у совершенно здоровой женщины, может привести к невозможности получить оргазм, или забеременеть.
Мотивационные составляющие, которые приводят в конечном итоге к тому или иному действию/поведению, в рамках теории (КО) оцениваются при помощи  нескольких последовательных процедур:  «Глубинного интервью», составления матрицы верований в рамках конкретной темы (например в отношении оргазма), составление опросника, который разрабатывался для каждого вида нарушения.
Идентификация глубинных смыслов с помощью многоуровневого глубинного интервью
Процедура проведения этого исследования такова:
  1. Испытуемая дает общее определение в рамках исследуемого явления (например, что такое оргазм)
  2. Из определения вычленяется ключевое слово, и испытуемая объясняет, что именно это значит для нее.
  3. Снова вычленяется ключевое понятие и испытуемая отвечает, что именно это значит для нее. 
  4. Опять вычленяется ключевое понятие и ответ, что это значит лично  для нее. 
В результате, мы раскрываем  когницию определенного содержания, которая управляет поведением испытуемой. Содержание этой когниции, в свою очередь, может находится в оппозиции с ее желаниями, препятствуя тем самым формированию полноценной  мотивационной диспозиции.
Приведем фрагмент интервью терапевта с физически здоровой, женщиной 28 лет, которая не могла забеременеть в течении пяти лет:
Т: Дайте пожалуйста определение, что такое беременность?
Ж: Это когда тело меняется,  и внутри него появляется новая жизнь.
Т: Что для Вас означает, что тело меняется?
Ж: Мое тело становится толстым.
Т: Что значит, что ваше тело стало толстым?
Ж: Это значит, что оно уродливое!
Т: Ваше тело стало «уродливым», что это означает?
П: Это значит, что я буду не привлекательна для моего мужа, он перестанет меня хотеть сексуально.
На этом этапе терапевт выделяет первую ключевую тему: «Непривлекательность тела, как сексуального объекта»
Следующие часть интервью посвящена  ключевым  словам «Жизнь внутри»
Т: Что означает для Вас жизнь внутри вашего тела?
Ж: То, что я теперь  ответственна за эту жизнь.
Т: Вы ответственны за эту жизнь,  что это значит  для Вас?
Ж: Что я теперь не самостоятельна, не сама по себе.
Т: Что означает для Вас, что Вы не самостоятельны?
Ж: Что я не буду свободна и должна  все время уделять внимание кому - то еще.
Т: Что значит для Вас уделять внимание кому-то еще?
Ж: Я стану менее важна, чем кто-то.
Таким образом, в данном случае мы получаем две ключевые темы:
Быть привлекательной, и быть самой важной, то есть быть центром всеобщего внимания
Следующим этапом исследования является процедура построения матрицы верований.
Матрица четырех типов верований
Задание испытуемым:
Пожалуйста, сформулируйте и напишите в таблице ваши убеждения: 9 о себе, 9 о других людях и о мире, 9 о существующих правилах и нормах, и 9 о ваших целях и желаниях.
Примеры формулировок, выражающих убеждения:
Для верований о себе: Обычно я… Я…
Для общих верований: Люди обычно…  В общем…
Для верований о нормах и правилах: Каждый должен… Необходимо…
Для верований о целях: Я бы хотела… Я желаю…Я хочу…
Таблица с примерами №1
 О себе
О других и мире
О нормах и правилах
О желаниях и целях
1
Я красивая женщина
Мое тело привлекает мужчин
Прежде всего мужчины ценят в женщинах красоту и сексуальность, и лишь потом ее душу
Надо стремиться быть всегда красивой, и всем  нравиться
Я хочу, чтобы меня любили и принимали такой, какая я есть.
Я не хочу лишних обязательств в жизни.
2
Структура опросника
Опросник представляет из себя перечень утверждений, созданных  в рамках изучаемой темы, и четыре варианта ответов на них, один из которых выделяется испытуемой как верный.
Например: Я сексуальная и страстная  женщина.
Очень верно_______Верно_______ Не верно_______Совсем не верно_________   
Затем используется система подсчета баллов для определения наиболее выраженных мотивов.     

Примеры результатов исследований мотивационных составляющих у женщин имеющих  проблемы в сексуальной  жизни и проблемы забеременеть (S Kreitler, H. Kreitler 1990, 1995 гг.)
В одном из исследований принимали участие  241  физически здоровых женщины в возрасте с 25 до 50 лет, у более половины из  которых были следующие жалобы относительно сексуальной жизни: судороги и боли в низу живота, сухость во время интимной близости, прерывание оргазма, невозможность достичь оргазма во время полового акта и мастурбации, болезненность полового акта.
Анализ результатов исследований показал, что для большинства женщин имеющих проблемы в сексуальной жизни, испытывающих трудности с оргазмом, характерны следующие мотивы:
- Страх потерять контроль над собой
- Постоянный чрезмерный контроль над ситуацией
- Стремления соответствовать идеалу
- Стремление всем без исключения понравиться
- Стремление не показывать никому свою слабость
- Стремление предотвратить любые формы эксплуатации и насилия
- Стремление быть независимой
- Внутренний конфликт между остаться ребенком или быть женщиной
- Уверенность в том, что различия между мужчиной и женщиной огромны
- Не желание раскрывать другим свой внутренний мир


Другие исследования  женщин имеющих трудности забеременеть показали, что для них  характерны мотивы:

- Страх перемен
- Нежелание обязательств и страх не справиться с ними
- Склонность гарантировать и брать на себя непосильную ответственность
- Склонность воспринимать  жизненные обстоятельства   как  «тяжелую ношу»
- Желание сохранить свое тело  в хорошей форме
- Стремление сохранить независимость, самостоятельность решений,
нежелание  зависеть от других
- Не готовность терять свободу и зависеть от обстоятельств
- Чрезмерная зацикленность на внешнем виде
- Тревога о своей безопасности в будущем
- Чувство отдельности от других
- Склонность вкладываться только в ближайшие перспективы, и стремление получить результат немедленно
- Желание предотвратить зависимость других от себя
- Стремление управлять своими чувствами
- Желание все посчитать и проконтролировать до мельчайших подробностей
- Конфликт с происходящим, стремление бросить вызов судьбе
- Готовность вкладываться только в себя
- Стремление всегда оставаться в центре внимания

Основные принципы лечения при помощи метода  Когнитивной Ориентации
В тот момент, когда терапевтом найдены основные конфликтные зоны и противоречия  в системе верований пациента, его задачей становится обеспечение мобилизации мотивов всех четырех видов верований,  для формирования достаточно мощной мотивационной предиспозиции, которая в свою очередь приведет к   нужному действию (поведению).
Задача терапевта тщательно проработать каждую ключевую тему, с помощью пациента найти все необходимые примеры из жизни самого пациента, или из жизни и опыта других, знакомых ему людей, где те, или иные действия приводили к положительному результату.
Приведем пример, который мы использовали ранее в данной статье. Здоровая женщина 28 лет, которая не могла  забеременеть в течении пяти лет. В процессе исследования терапевтом было выделено несколько  тем в ее системе верований, которые находились в конфликте с желанием иметь ребенка. Одна из них, желание быть центром всеобщего внимания, и страх, что с рождением ребенка все внимание переключится на него.
Далее задача терапевта, при помощи  направляющих вопросов и активного слушания, помочь пациентке найти такие аналогии и  примеры  из ее жизни, из жизни известных ей людей, когда человек, перестав быть центром всеобщего внимания, начав заботиться о других получил положительный опыт, почувствовал себя счастливым и полноценным. Речь в данном случае не обязательно должна идти о ребенке, это могут быть какие угодно другие примеры и аналогии.
Нужно подчеркнуть, очень важно, чтобы пациентка сама нашла такие примеры, а не терапевт  приводил ей свои, он лишь должен своими вопросами помочь ей их найти. Если одна аналогия не способствует изменению убеждения (верования) и усилению мотивации, нужно продолжать искать другой пример. Часто благоприятно на мотивацию влияют примеры, которые лишь опосредованно связаны с темой, и не вызывают сопротивления пациентки. Мотивов и тем влияющих на возникновение нарушения обычно несколько, необходимо  определить наиболее важные из них в процессе выше перечисленных процедур исследования.
Например, в случае с выше упомянутой женщиной самым благоприятным примером для воздействия и изменения отношения к теме страх перестать быть «центром всеобщего внимания»,  явился ее собственный опыт. Когда родилась ее младшая сестра, ей было 13 лет. Родители много работали  и забота о малышке легла на ее плечи. Женщина сказала о том, что ей было легко заботиться, все получалось само собой, она  ощутила тепло, чувство собственной значимости, привязанность и любовь к сестре, которую она пронесла через всю жизнь,  и до сих пор они очень близки и дороги друг другу.
Вторая тема «сексуальной привлекательности» и страха стать не привлекательной в связи с беременностью тоже потребовала глубокого исследования. Что такое «быть сексуальная привлекательной». В процессе беды обсуждалась воспетая многими художниками красота женщины, которая носит под сердцем дитя. Пациентка вспомнила примеры, когда во время беременности грудь женщины становилась больше и привлекательнее для мужчины. Кроме того, подробно была разобрана тема «цены», что мы платим определенную цену, за то чего желаем. Наличие ребенка тоже имеет определенную цену и влияет на тело, но количество позитивных переживаний и важного ни с чем не сравнимого опыта значительно превышает эту цену. Этот аспект тоже был усилен при помощи положительных примеров, найденных пациенткой.
В данном конкретном случае, это была физически здоровая женщина, и  основными факторами, препятствующими беременности были именно психологические факторы.
После первоначального исследования, эта пациентка прошла три психотерапевтических сеанса с применением метода когнитивной ориентации, она забеременела через шесть недель после их окончания.

Резюмируя выше сказанное, относительно  практического использования метода когнитивной ориентации (Kreitler & Kreitler) еще раз  хочется уделить  внимание нескольким важным  аспектам.
Мы исходим из того, что каждому нарушению свойственна уникальная совокупность факторов, важнейшая часть которых психологические факторы. А действительно влияющие, управляющие поведением психологические факторы изначально не осознаны, скрыты, и нам важно      проявить  их при помощи  тщательного исследования  персональных значений  (когнитивного содержания),  в рамках исследуемой темы, с помощью метода «Глубинного интервью». В ходе этой процедуры стоит уделить пристальное внимание изучению именно персональных значений  ключевых  понятий  в рамках исследуемой темы для каждого пациента. Например, если речь идет об оргазме или беременности необходимо чтобы пациент глубоко задумался, что же  это такое лично для него. Глубокое понимание персонального значения понятия раскрывает и терапевту и пациенту  картину его внутреннего мира, подводит нас к уточнению подлинных желаний и мотивов пациента.
На поведение и состояние человека безусловно  влияет его система верований, в которой мы, в рамках метода (КО) исследуем четыре типа: о     себе, о реальности, о нормах, о целях. В свою очередь, верования, мотивация к действию и желания человека могут конфликтовать между собой, влияя на поведение и вызывая те или иные   нарушения.
В основе противоречий, препятствующих необходимому действию лежат  определенные управляющие когниции, и мы исходим из того, что когнитивное содержание возможно изменить при помощи работы по исследованию персональных смыслов ключевых понятий в рамках конкретной темы и использования  аналогий положительного опыта  решения подобных ситуаций, которые важно найти самому пациенту.
В результате терапевтического воздействия изменение когнитивного содержания (управляющих когниций) приводит в гармонию всю совокупность сил в системе  верований, что в свою очередь обеспечивает мотивационную диспозицию, приводящую к действию и реализации.

Список литературы:

Kreitler, H. Kreitler
    The cognitive orientation determinants of sexual dysfunctions.
    Annals of Sex Research,
    1990, 3, 75-104.

Kreitler, S., Kreitler, H. & Schwartz, R. (1991). Cognitive orientation and gentile infections in young women. Women and Health, 17, 49-84.
S. Kreitler, H. Kreitler
 Cognitive orientation and disorders of the menstrual
        cycle.
  European Journal of Personality, 1995, 18.

H. Kreitler, S. Kreitler
Cognitive primacy, cognitive behavior guidance and
their implications for cognitive therapy.
 Journal of Cognitive Psychotherapy,
    1990, 4, 155-173
S. Kreitl
        The cognitive guidance of behavior.
        In J.T.Jost, M. R. Banaji, & D. A. Prentice (Eds.)Perspectivism in Social Psychology:
 The Yin and Yang of  scientific progress.    
        Washington, DC: American Psychological Association, 2004,
        pp. 113-126.

S Kreitler & H. Kreitler (1991). Cognitive orientation and physical disease or health.         European Journal of Personality, 5, 109-129. http://dx.doi.org/10.1002/per.2410050205












1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить