четверг, 9 февраля 2017 г.

О старости и счастье

В жизни каждого человека наступает день, когда он  осознает, что его тело неизбежно состарится.  Просто знать что ты состаришься и  действительно осознавать, что ты состаришься - это очень разные вещи. В процессе практики невольно подмечаю, как по разному люди реагируют на подобное осознание. Конечно, тяжелее  всех тем, кто больше всего отождествляет свою личность с телом. Например, сложно стареть красивым женщинам. Для них, привыкших много чего получать просто “похлопав очаровательными глазками” или правильно подчеркнув все свои “выпуклые достоинства”, вдруг наступает день, когда приходится ответить себе на вопрос “Кто я собственно такая, без телесной оболочки?” И тем, кто прежде начала старения не задавался подобным вопросом, не трудился над наращиванием “душевных мышц”, кто не пронизывал свое бытие высокими смыслами, приходится по настоящему туго. Иногда наступает пустота, ненависть к себе, злобность, зависть к молодым и полным жизни людям. А иногда после периода кризиса и внутреннего обвала наступает смирение и женщина превращается в бабушку в свои 50+, она пытается заполнить себя чужими смыслами, живет ради внуков и ради детей “вечно неблагодарных”.
          Что тут скажешь, рано или поздно эта встреча со своими телесными границами ждет каждого из нас. Когда настал мой черед,размышляя над этим, я в конце концов пришла к  выводу, что прежде всего меня интересует не количество лет, а качество проживания отведенного времени. Высокое качество бытия - вот то, что по настоящему занимательно. Где найти такие примеры? У счастливых людей, которые живут жизнью полной смысла. Интерес к этому явлению буквально захватил меня в свое время. Сейчас за плечами  бесчисленное количество бесед и исследований тех, кого считаю счастливыми людьми, и стало абсолютно очевидно, что счастье - это прежде всего выбор, это вовсе не данность. Как-то незаметно для себя я стала создать своего рода “Галерею Образцов”, куда вошли счастливые люди самого разного сознательного возраста, от 12 до 110. Мне безумно интересно наблюдать и подмечать, что именно и как эти люди делают, чтобы быть счастливыми в свои 30 - 40 - 50 - 80…

Пока занималась всем этим, фокус внимания сам по себе сместился с тела на совсем другие объекты и смыслы, и вот,  налицо парадокс - похоже  телу такой подход тоже нравится. Например, моя 82 летняя  подруга и коллега, всегда выглядит самой энергичной и молодой во всем своем окружении знакомых, соседей, студентов, которые живут по принципу “День прошел - и слава Богу! Ее же образ жизни полон смысла и служения людям, она пишет по 4-5 книг в год, колесит по всему свету с лекциями, ее ум острый и живой. Когда мы праздновали ее 80 летие, она сказала: “Знаете, я по настоящему заинтригована, я в предвкушении, какие еще возможности для счастья, доселе недоступные, даруют мне преклонные годы”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий