суббота, 10 июня 2017 г.

Пути любви. Можно ли приказать сердцу?

И снова о любви. Когда писала книгу об израильском мастере-ювелире в восьмом поколении Бен Ционе Давиде, род которого сохранил древнюю сакральную ювелирную технику "пяти нитей", с полным благоговением я погрузилась в удивительный мир йеменитов (йеменских евреев). Брала интервью у стариков, кто еще помнит их жизнь в Йемене, кто мог поделиться со мной секретами сохранения своего духовного наследия и аутентичности. Многие их мировоззрения и традиции воспитания полны мудрости и глубины. И когда я имею дело с другими культурами, я всегда интересуюсь, каковы их представления о любви.
Так вот, в далекие времена, когда предки Бен Циона жили в Йемене, они свято верили, что страсть, то что мы называем "клик", быстро приходит и быстро уходит, а любовь возникает медленно, с годами, её надо выращивать самостоятельно и по собственному выбору.
Мастер рассказал мне о своих родителях и их любви.
«История моих родителей очень похожа на многие другие истории, которые случались во времена их бытности в Йемене. У двух двоюродных братьев родились дети разного пола. Вот они и решили их переженить…
Когда пришли сватать мою маму, ей было всего 4 года. Ей предназначалось выйти замуж за старшего сына двоюродного брата её отца. Ударили по рукам и подписали договор.
Через год обе семьи собрались на праздник Рош ашана (еврейский Новый год) в доме будущего жениха. Старший сын слыл любимчиком матери, и она всегда оставляла ему самые лакомые кусочки. Так случилось и на этот раз. Но моя мама, которой к тому времени исполнилось 5 лет, когда помогала будущей свекрови на кухне, увидела в сторонке кусок пирога. Он был такой красивый, а она такая голодная, что малышка не выдержала и съела его.
Как только об этом узнал ее названный жених, он наотрез отказался на ней жениться, и оказал невиданное сопротивление своему отцу. ПЕречить отцу - это была из рук вон выходящая ситуация для Йемена! Но так как отец жениха верил в знаки Всевышнего, и так как мальчик был еще ребенком, отец простил ему непослушание и не долго думая предложил в женихи моей маме своего среднего сына! (будущего папу Бен Циона) На том и порешили!»
- Вот тебе на! Что, вот так сразу и поменяли жениха? – оторопела я.
- Да. Представь себе! – засмеялся мастер
Я спросила, что же было дальше с его родителями.
«Отец рассказывал, что после этой помолвки он увидел свою новоявленную невесту уже под свадебным балдахином (под хупой), только через девять лет, когда ей исполнилось 15.
Сначала они были совсем как чужие и просто выполняли все, чему их учили с детства. Мальчиков обеспечивать семью и заботиться о женщине, доставлять ей удовольствие. Девочку заботиться о мужчине, науке любви и ведению хозяйства.
Но со временем они стали заботиться друг о друге искренне, и вдруг пришла она - настоящая любовь.
Из рассказов отца я понял, что любовь – как цветок или дерево. Если ты открыл ей сердце, она однажды «всходит», и тогда, надо только почаще «поливать» ее водой добрых дел, и питать взаимной заботой, и тогда любовь наберет силу и расцветет!
Мой отец рассказывал мне, как это произошло. Однажды утром, вернувшись после утреней молитвы, он увидев маму со спины. Она готовила тесто для хлеба. Из окна на нее лились солнечные лучи, она была такая хрупкая и трепетная. Всеми фибрами души он вдруг почувствовал, что любит эту женщину больше всего на свете.
Они всегда жили душа в душу. Я помню эту атмосферу любви все свое детство. По йеменской традиции мужчина мог взять несколько жен, но отец всегда был только с ней и говорил мне, что в маме для него были вся жизнь и весь смысл. Для нее он готов был перевернуть мир, чтобы дать ей то, что она хочет.
Папа обожал ее. И всегда благодарил Всевышнего за то, что Он подтолкнул ту маленькую девочку съесть чужой пирог!» – заключил Бенци и засмеялся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий