воскресенье, 4 июня 2017 г.

Ожесточение сердца

О свободе выбора и ожесточении сердца. Много раз в своей жизни и практике я замечала, что часто озлобленность людей связана с тем, что они отклонились от собственной "чистой линии", пошли на сделку с совестью, предали себя, свои ценности, свой путь...
Достоевский в своих произведениях глубоко раскрывает эту тему. Например, в романе "Братья Карамазовы" через одного из главных персонажей Федора Павловича Карамазова - отца семейства. Его душа погрязла в подлости и разврате, и чем больше гадостей он делает людям, тем больше их же и ненавидит. Чем больше люди его презирают, тем больше подлостей на зло им он делает. Даже в келье святого старца Зосимы он не может остановиться, демонстрируя самые неприглядные стороны своей души.
Эрих Фромм в своей книге “Душа человека” в одной из глав подробно разбирает понятия “свобода выбора” и “ожесточение сердца”. Автор подчеркивает, что каждый неправильный выбор в отклонении от своей линии души, или как я это называю “ от своей чистой линии”, делает возврат к себе все более трудным, требующим все больших усилий. И чем дальше человек отклоняется, тем больше ожесточается его сердце.
Фромм приводит иллюстрирующий это явление пример. Восьмилетний белый мальчик, дружит с темнокожим сыном цветной служанки. Матери не нравится, что её сын играет с маленьким негром и она требует, чтобы он прекратил. Ребенок не соглашается. Тогда мать обещает за это сходить с ним в цирк, и мальчик соглашается. Это предательство самого себя и принятие подкупа не проходит бесследно. Ему стыдно, его целостность разрушена, он потерял уверенность в себе, но пока все еще не случилось ничего, чего нельзя было бы исправить.
Десятью годами позже он влюбляется в девушку. Их объединяет глубокое чувство близости, а не легкое увлечение. Но девушка принадлежит к более низкому сословию, чем семья юноши. Его родители против этих отношений и требуют прекращения. Юноша непреклонен. Тогда родители предлагают ему шикарное полугодовое путешествие по Европе, с условием, что он лишь на время отложит свою помолвку.
Парень принимает предложение будучи уверенным, что такая поездка для него полезна, и после своего возвращения он будет любить девушку как прежде. Но конечно получается иначе. Он встречает других женщин своего круга. Они флиртуют и обожают его, удовлетворяя тщеславие юноши, и он быстро забывает возлюбленную. Перед возвращением парень пишет девушке письмо, в котором расторгает помолвку.
Фромм подчеркивает, что на самом деле юноша принял решение задолго до этого письма, это случилось еще тогда, когда он согласился поехать в Европу и дал себя подкупить. Интуитивно он уже понимал, что должен будет заплатить за очередное предательство себя и разорвать душевную связь. Такая развязка была неизбежна.У юноши уже появилось внутреннее самопренебрежение, слабость, потеря уверенности в себе и потеря самоуважения, но скрытые за внешним удовлетворением от новых завоеваний.
Автор описывает дальнейшую жизнь героя. Тот вошел в бизнес своего отца, а не занялся физикой, о чем всегда мечтал. Женился на богатой женщине своего сословия,хотя не любил её. Стал успешным бизнесменом, а потом и политическим вождем, где продолжал принимать губительные теперь уже для жизни всего общества решения, вопреки голосу разума, души и совести, потому что боялся разочаровать влиятельных персон и настроить против себя общественное мнение.
Его история - яркий пример ожесточения сердца.Каждое моральное поражение делало его более уязвимым для следующего, пока не была достигнута точка “невозврата”. По мнению Фромма, этот человек обладал полной свободой выбора в свои 8 лет, в 18 у него было уже меньше свободы, и так продолжалось до тех пор, пока он полностью не проиграл всю игру своей жизни...
Одним из самых древних описаний этого явления - история выхода евреев из Египта и ожесточение сердца Фараона. Однажды я слушала лекцию на эту тему, где докладчик рассматривал эту историю как метафору всей той череды состояний, которую проходит каждый человек, который слишком далеко ушел о себя, который желает освободиться из длительного внутреннего рабства.
Человека ждет столкновение с каменным жестоким сердцем внутреннего Фараона. Его свойства и желания (народ) будет роптать и бояться неизвестности, требовать ясности и готовых решений. Реальность будет соблазнять его и подкупать "золотыми тельцами". Ему придется пройти испытание полного тупика и точки чистого выбора, когда впереди будет только море, а сзади армия Фараона и только упорное нежелание быть рабом,его внутренний Моисей, его воля к изменениям и доверие своей "чистой линии" способно сделать невозможное - заставить море расступиться, каменное сердце расколоться, а живое сердце возродиться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий