вторник, 15 мая 2018 г.

Что такое быть взрослым

Что такое, быть поистине «взрослым»? Многие боятся взрослеть, стремятся как можно дольше задержаться в безмятежном детстве, ни за что не отвечать, иметь право на поблажки, не задумываться о неприятном, получать от мира одобрения и поглаживания...
Для меня понятие «взрослость» по настоящему раскрылось после моего приезда в Израиль. Порой некоторые слова так обрастают мусором ненужных смыслов, что за ними не уже видно подлинного значения. Так и с темой «взрослость», в голове всплывает куча родительских нравоучений, манипуляций со стороны окружающих «ты же уже взрослая»…
Для меня все изменилось, когда это понятие раскрылось через иврит, и под углом, над которым я ранее никогда не размышляла. Это было много лет назад, на лекции одного Раввина, который рассказывал о двух основных духовных состояниях восприятия: «катнут» и «гадлут» – маленькое и большое.
В состоянии «КАТНУТ» сознание человека не зрелое. Он воспринимает все через призму «мар ве маток» - горькое и сладкое. Весь во власти чувственного постижения, он не видит Замысла происходящего, и способен лишь к самому простейшему анализу, если ему приятно «маток» (сладко ивр.), значит это хорошо. Если ему не приятно «мар» (горько ивр.), значит это плохо.
В состоянии «катнут» он не способен мыслить в категориях ценности развития, а стремится лишь к покою и наслаждению, словно младенец. Он хочет чтобы мир о нем заботился, давал любовь, наполнял, принимал таким, какой он есть, а когда этого не происходит, человек испытывает жалость к себе – «мар» горечь.
В состоянии «ГАДЛУТ» сознание человека становится зрелым настолько, чтобы воспринимать происходящее через призму «шекер ве эмет» - ложь и истина. Для него становятся не особо важны чувственные состояния, а в оценке происходящего появляются новые категории – ценность развития и понятие «тикун» (исправление ивр.)
Лектор приводил аналогию, если человек заболел, то чтобы исцелиться ему надо принять горькое лекарство. В состоянии «катнут» человек словно ребенок лишь плачет от горечи, и не понимает намерения Врача.
В состоянии же «гадлут» он тоже чувствует горький вкус лекарства, но принимает его осмысленно и с благодарностью, постигая новую категорию «эмет» - истину – и тогда ему раскрывается процесс «тикун» (исправления) и замысел Врача.
Он рассказывал о том, что многие люди так никогда и не переходят в состояние «гадлут», оставаясь инфантильными до самой старости.
Лектор подчеркивал, что если взрослый человек остается в состоянии «катнут», то он проецирует свою систему ценностей и на других, он убежден, что и для других «маток» – это хорошо. И привел пример, как у одного маленького мальчика был диатез на сладкое, выражалось это аллергической реакцией, раздражением и воспалением на коже. Он, как водится в таких случаях, обожал сладкое и не знал в этом меры. Родители запрещали ему есть больше одной конфеты в день. Мальчик плакал и обижался на родителей, считая их жестокими и плохими. Зато он очень любил бабушку, которая в свое время пережила голод и войну, она была хорошей и доброй, жалела внучка и тайком от родителей давала ему сладости. Так постепенно диатез перешел в другое хроническое заболевание…
В заключении Раввин сказал, что если человеком управляет «мар» – горечь и жалось к себе, то это означает , что он находится в состоянии «двойного скрытия», в этот момент по свойствам своим он бесконечно далек от Творца, и не способен к «тикун» (исправлению).
Лишь перестав зацикливаться на горечи и жалости к себе, и намереваясь понять Замысел, человек может приблизиться к Творцу и постичь, что вся наша Природа стремится к развитию. Лишь тогда его сознание взрослеет, и он переходит в состояние «гадлут». Находясь в нем человек уподабливается по свойствам Творцу и становится способен к со-творчеству.
Переход из состояния «катнут» в состояние «гадлут» – это «тикун» (исправление себя). Лишь достигнув состояния «гадлут» человек способен стать поистине Дающим и полезным миру…
От себя еще хотела бы добавить, что в состоянии «гадлут» человек не склонен к однозначным, черно-белым суждениям и способен смотреть на вещи, в том числе и собственные «недостатки», под разным углом. Рассматривать их до тех пор, пока не поймет, как именно правильно применять свои свойства, чтобы каждое из них приносило ему пользу и способствовало развитию.
В каждом из нас нет ничего лишнего, надо только понять, что именно делать со всем тем, что нам дано.
Наши мудрецы говорят: «В самых темных местах раскрывается самый большой свет».
Что же, убедимся на собственном опыте, что это так...

Комментариев нет:

Отправить комментарий