суббота, 7 июля 2018 г.

Об инертности мышления и его развитии

Об инертности мышления и необходимости его развивать. Удивительная штука – человеческая способность мыслить. Возможности мышления практически не ограничены. Оно может очень быстро адаптироваться к изменениям, обладает невероятной гибкостью, может объять практически необъятное…
Но, все это так, только если человек развивает, мнет и растягивает свое мышление. Если же его не тормошить и не приучать к анализу реальности с самых разных точек зрения, оно становится инертным.
В детстве психика и мышление еще подвижны, но со временем они костенеют и становятся неповоротливыми. Думаю одной из причин является то, что вот сформируется у человека определенный взгляд на вещи и всё, потом он повсюду видит одно и тоже.
Например, пережил он негативный опыт в отношениях, всё, сразу вывод: «все сволочи». Я уже молчу про отсутствие культуры активного слушания, когда люди способны поистине быть рядом, не только слушать, но и слышать. Многие люди базируют свои суждения исключительно на собственном опыте и не желают ни понять, ни принять никого и ничего другого. Спорят и доказывают с пеной у рта, вместо того, чтобы хотя бы гипотетически допускать существование иных ракурсов рассмотрения аспекта.
Мне нравится аналогия моей коллеги Шулами Крайтлер, она берет в руки апельсин, вставляет в него множество палочек-зубочисток пока он не станет похож на ежика, и говорит, что каждый аспект реальности мы можем рассмотреть с бесконечного количества ракурсов. Каждая зубочистка – это еще один угол зрения. В своей теории «Система смыслов» она апеллирует к 22 векторам восприятия аспектов реальности.
В обычной же ситуации среднестатистический человек апеллирует к трем, в лучшем случае к четырем.
С древнейших времен среди разных народов и разных культур создавались «технологии» развития многовариантного-изобильного мышления. Например, вводили культуру публичных философских дебатов представителей разных школ.
Или мудрецы Древнего Израиля ввели культуру и традицию бесконечного изучения высоко абстрактных текстов Торы.
Весь год ее изучают, глубоко размышляют над срытыми смыслами недельных глав, пишут комментарии…
Год прошел и цикл начинается заново. Открывают Тору как в первый раз и снова эта вечная книга раскрывается новыми гранями смыслов. И так до бесконечности...
Чем инертнее мышление человека, тем меньше он способен слышать других, тем беднее смыслами его реальность. Признаком дефицитарного мышления является безапелляционность суждений, когда человек вещает от лица истины.
Чем более развито мышление, тем богаче смыслами реальность, тем больше способность рассматривать ее с самых разных сторон. Способность слышать и видеть других людей, находить выход из любого положения, быть более творческим и наконец, более полноценным и счастливым.
Никто не мешает каждому из нас изобрести для себя технологию для развития изобильного мышления. Можно начать с самых простых вещей. Например, на всех моих группах, в том числе и на «Умных посиделках» и на курсах "Изобильное мышление" я ввожу правила:
- говорит кто-то один
- не перебиваем друг друга, слушаем до конца
- не оспариваем другое мнение, а просто рассматриваем его как еще один ракурс, как зубочистку в апельсине Шуламит.
Тут нечего бояться, выслушать другое мнение, это не значит лишиться своего.
Простые вещи, а очень способствуют развитию мышления, делая нашу внутреннюю реальность богаче, а сердце великодушнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий