вторник, 31 июля 2018 г.

Эволюция желаний - личный выбор

О природе желаний и способах управления ими (продолжение темы предыдущей публикации) Итак мы говорили о том, что одним из влияющих на управление развитием желаний фактором является стремление человека быть разумным и последовательным для себя и других. Многочисленные социологические и психологические исследования показали еще кое-что важное. Люди более способны к изменениям и эволюции желаний, когда принимают на себя внутреннюю ответственность за выбранную форму поведения, когда думают, что предпочли ее без внешнего давления.

Например, большое вознаграждение является разновидностью такого внешнего давления. Будущая награда может побудить человека совершить определенное действие, но она не принудит его осознанно принять на себя внутреннюю ответственность за это действие. Следовательно, он не будет чувствовать подлинных обязательств прежде всего перед собой.

То же самое справедливо и в отношении угрозы: из-за страха человек может уступить, но это не будет его настоящим решением. При первой же возможности он будет уклоняться от обязательств.
У обязательств же, которые порождают самостоятельные внутренние изменения, есть одно неоспоримое преимущество – такие обязательства, создают свои собственные «точки опоры».

Давайте разберем один пример – социальное исследование, проведенное в Айове (Pallak, Cook & Sullivan). Доктор Майкл Поллак разработал проект – в начале зимы с жителями Айовы, которые отапливали свои дома природным газом, встретился специальный консультант. Он дал домовладельцам советы по экономии энергии и попросил их экономить горючее. Консультант в цифрах показал людям, сколько денег они сэкономят и смогут потратить их на другие нужды. Так же он пояснил, как важно это для экономики страны и т.п. Все домовладельцы без исключения согласились с его разумными доводами и обещали экономить горючее.

Однако, когда исследователи изучили платежные ведомости семей через месяц и затем в конце зимы, они не увидели никакой экономии. Домовладельцы, пообещавщие экономить энергию, использовали столько же природного газа, сколько их соседи, которые не общались с консультантом. 
Добрых намерений, в сочетании с разумным информированием, оказалось недостаточно для того, чтобы изменить их привычки.
В связи с этим, во втором случае ученые несколько изменили условия эксперимента. С жителями Айовы также встретился консультант, который дал домовладельцам советы, касающиеся экономии топлива, и попросил их беречь газ. Но на этот раз он сказал, что имена тех жителей, которые будут экономить энергию, опубликуют в газетах как пример образцовых граждан, движимых заботой об интересах общества.

Эффект был потрясающим. Через месяц при проверке счетчиков выяснилось, что домовладельцы сэкономили в среднем по 422 кубических фута газа каждый. Выяснилось, что желание увидеть свои имена в газете явилось для людей мощным стимулом к приложению значительных усилий с целью экономии газа.
Но дальше «морковку убрали». Каждая семья, которой была обещана публикация их фамилии, получила письмо, где сообщалось, что обстоятельства изменились и выполнить данное обещание не представляется возможным.
В конце зимы Поллак и его коллеги проверили, вернулись ли люди к прежней привычной расточительности после того, как потеряли надежду увидеть свои имена на страницах газет. Оказалось, что нет. В каждом из остававшихся холодных месяцев эти семьи сэкономили даже больше горючего, чем в те месяцы, когда они думали, что их будут публично восхвалять за проявленную сознательность. В первый месяц домовладельцы потребили природного газа на 12,2 % меньше, чем обычно, так как надеялись увидеть свои имена в газете. 
Однако после того, как хозяева домов узнали, что это невозможно, они не увеличили потребление энергии до прежнего уровня. Напротив, в каждом из оставшихся зимних месяцев они потребили газа на 15,5 % меньше, чем в среднем ежемесячно до беседы с консультантом.

Теперь попробуем понять, почему в данном случае все произошло именно так. Сделаем анализ при помощи пяти уровней желаний (см. мою публикацию от 27. 07.2018). 
Вначале в беседе с домовладельцами упор делался на первые два уровня желаний («домем» и «цомеах»). Людям объяснили, что с таким подходом их ждет более стабильное будущее, что это выгодно с точки зрения экономии денежных средств. Но это оказалось не достаточным будущим наслаждением, чтобы проявилось желание к изменениям. 
Тогда им пообещали широкую известность, а это уже наслаждения третьего уровня («хай») – желание всеобщего уважения и социальной значимости. Предвкушение наслаждения от социальной значимости запустило механизм последовательности. Теперь принятое обязательство стало создавать свою собственную поддержку: домовладельцы начали изменять свои привычки, а потом стали получать удовольствие от усилий, направленных на общее благо. 
А это уже самостоятельный переход на следующий уровень наслаждений, где люди стали мыслить системно, чувствовать себя частью целого (уровень «медабер»). 
Например, они убеждали себя в необходимости уменьшения зависимости США от иностранных поставщиков природного газа. Люди стали проявлять большее внимание к своим коммунальным счетам. А затем, они стали гордиться своей способностью к самоотречению, начали получать наслаждение от служения общему благу. 
И что важнее всего, они стали считать самих себя экономными, радеющими об общем национальном благе, достойными людьми. 
Теперь, если учесть все эти новые доводы в пользу принятых обязательств по экономии энергии, не трудно понять, почему данное обязательство продолжало выполняться даже после того, как основной подкупающий их стимул (публикация имен на страницах газет и широкая известность) был устранен.
Возможность прославиться через газету мешала домовладельцам в полной мере почувствовать свой «чистый выбор», свою ответственность за принятое обязательство. 
Из-за действия этого первичного внешнего фактора, хозяева домов еще не могли убедить себя в том, что они экономят газ потому, что сами этого хотят и верят в необходимость подобной экономии. 
Когда же всем жителям пришли письма, в которых их извещали о невозможности публикации их имен в газетах, было устранено препятствие, не позволявшее домовладельцам считать себя патриотично настроенными, сознающими необходимость экономии энергии гражданами. 
Новое представление людей о самих себе подтолкнуло их к внутренним изменениям...

В последующих публикациях поговорим о том, как мы можем применить знания о природе и структуре желаний в разных областях бытия – в бизнесе и отношениях.
Продолжение следует…

#LeaWedensky #ЖивоеСлово #ОЖеланиях #ОбОтношениях #ИзобильноеМышление

Комментариев нет:

Отправить комментарий