вторник, 6 декабря 2016 г.

Свободу стоит заслужить

Рамки - это хорошо, или плохо? 
В большинстве случаев, когда я об этом спрашиваю, люди реагируют однозначно "рамки - это плохо, а свобода хорошо". И вот в чем я не раз убеждалась, те кто так отвечает, очень далек от свободы и находится во власти рамок, чаще неосознанно. Ими исподволь управляют установки, внушенные кем-то клише и тому подобное. Мне повезло, в связи с деятельностью, которой я занимаюсь на просторах создания корпоративной культуры порой имею дело с созидателями, творцами реальности, которые поистине меняют мир к лучшему.
Недавно писала корпоративную книгу для одной крупной компании и брала интервью у её собственника - достойнейшего Человека. Он один из самых свободных людей, кого видела. Я спросила его, как он относится к свободе. Думаю, то что он ответил стоит того, чтобы его процитировать: 

«Конечно, свобода для меня - искомая величина, но я убежден, что её еще надо заслужить через дисциплину и сильную несвободу. 
Объективно все мы несвободны, практически каждый из нас находится в рамках ограничений. Например, если говорить о демократии или о равенстве в компании. К равенству с большой буквы нужно прийти с подготовленным сознанием, чтобы оно не упало и не опошлилось. Если дать равенство неподготовленным людям, оно быстро превращается в хаос и анархию и тому есть много подтверждений в истории.
Так что я глубоко убежден - свободу надо заслужить через несвободу.
Понял  я это еще в детстве на примере изучения биографий великих людей, или мастеров, создавших что-то действительно выдающееся. 
Все они действовали в жестких рамках. Например, конкретная цена за произведение,  а не столько, сколько хочешь. Или необходимость написать музыкальное произведение или картину к конкретному сроку, а не тогда, когда «муза посетила». Даже эти великие и свободные творческие души работали в рамках несвободы. 
Если почитать биографов Пушкина и рассмотреть технологию создания поэтом его творений, то можно ужаснуться. Когда мы читаем его стихи и сказки – это мир абсолютной гармонии, красоты слова, музыка свободы, но не многие из нас знают, что он мог переписывать одно и тоже четверостишие сотни раз, пока не добивался совершенства.  Он переживал поистине творческие муки. В этом смысле Пушкин был страшно не свободен, ведь его внутренний критерий – эталон совершенства собственного произведения, был настолько высок, что заставлял его выжимать из себя все соки до последнего. Любой посторонний человек мог принять его за ненормального, ведь это же бред – оттачивать каждое слово до такой степени!
Но что происходит потом, когда мы читаем его произведения,  они звучат как абсолютная свобода и совершенство, словно эти слова написаны самом Всевышним под диктовку и просто не могли быть расположены никак иначе»...

Комментариев нет:

Отправить комментарий