среда, 10 января 2018 г.

О свободе и выборе, как относиться к происходящему.



Много раз убеждалась, как сложно людям принять бесценный дар, данный только человеку - свободу выбора. Как завожу об этом речь, сталкиваюсь с бешеным сопротивлением. “Разве я мог выбрать свое детство?”. “Есть ситуации, в которых я просто оказываюсь”. “Меня никто не спрашивал, что я хочу, это просто случилось” и т.п.
Да, мы не можем изменить ситуацию, она уже случилась,но совершенно однозначно, мы можем изменить свое отношение к ней. Даже когда это было что-то по настоящему ужасное.
Еще людям бывает очень сложно поверить, что изменение отношения к тяжелому пережитому опыту, может и в самом деле все изменить.
На эту тему мне вспоминается один яркий случай из практики выдающегося врача -психотерапевта Милтона Эриксона. Возможно он кого-то шокирует, ведь речь пойдет об одной из самых страшных вещей, которые могут случиться с ребенком - сексуальное насилие со стороны отца.
Однажды к нему обратилась женщина лет тридцати и рассказала Эриксону свою жуткую историю.Когда ей было шесть лет, отец впервые изнасиловал ее, и с тех пор, до семнадцати лет он использовал ее в качестве объекта полового удовлетворения по несколько раз в неделю. Каждый раз, когда он это делал, девочка вся коченела от ужаса. Она чувствовала себя раздавленной, оскверненной, униженной, никчемной, сгорала от стыда и отвращения к себе.
Когда ей было семнадцать, она почувствовала, что имеет достаточно сил, чтобы порвать с отцом, ушла из дома и школу закончила сама. Пробивала себе дорогу в надежде, что это вернет ей чувство самоуважения, но – увы. 
Затем она думала, что степень бакалавра искусств вернет ей уважение к себе. Своими силами закончила колледж. Но, по-прежнему чувствовала себя никчемной, грязной и заслуживающей лишь стыда. Она думала, что ученая степень вернет ей самоуважения, но этого опять не случилось.
И все это время, в школе, в колледже, в университете, мужчины делали ей недвусмысленные предложения. Что лишний раз убеждало ее, что она пустое место и является лишь сексуальным объектов для окружающих. Женщина уже готовилась к защите докторской степени, а мужчины все же продолжали предлагать ей переспать.
Чувство стыда так душило ее, что она сдалась и стала проституткой. Это тоже было ужасно. Но вот, один мужчина проникся к ней теплыми чувствами и предложил жить с ним. Ей нужна была еда и крыша над головой, и она согласилась. Секс с ним был для нее тяжким переживанием и насилием над собой.Твердый пенис, выглядел угрожающие. Как и в детстве, ее сковывал страх, она становилась вялой и пассивной. Мужчина устал от нее, и ей пришлось уйти к другому. Но и там повторилась та же самая история. И так несколько раз, пока совсем отчаявшись, она не обратилась за помощью к Эриксону. 
- Я чувствую себя мерзкой. Возбужденный пенис пугает меня, и я становлюсь беспомощной и слабой. Я испытываю облегчение, когда мужчина кончает и весь этот ужас прекращается. - заключила она.
Женщина рыдала, и говорила, что ее жизнь кончена. Она не заслуживает ничего хорошего.
Эриксон внимательно выслушал ее и сказал: "Да, это очень-очень грустная история, но что в ней по-настоящему грустно, так это то, что ты – ТУПИЦА!" - громко закричал он.
Это так ее ошеломило, что она перестала плакать, вскочила и уставилась на него.
- Ты говоришь мне, что боишься возбужденного, твердого пениса, а это очень глупо! Ты ведь отлично знаешь, что у тебя есть влагалище. И я знаю, что ты это знаешь. А влагалище может вместить в себя любой, даже самый большой, твердый и агрессивный пенис, а потом превратить его в поникший, беспомощный предмет. 
- И это не все! - громко продолжал Эриксон. - Твое влагалище может доставить себе при этом порочное наслаждение – превратив его в беспомощный, свисающий предмет...
В ее сознании словно произошел взрыв. Ошеломленная она выбежала из кабинета...
Вернувшись к Эриксону через месяц девушка сказала: «Вы были правы! Я провела ночь с мужчиной и доставила себе порочное удовольствие довести его член до беспомощности. И я наслаждалась этим. Попробовала еще раз, и повторилось то же самое. Это действительно удовольствие для меня! 
Еще я собираюсь защитить докторскую степень и заняться адвокатурой.
И еще, я жду, что скоро встречу человека, с которым захочу жить вместе»...
(случай приведен в книге "Милтон Эриксон. Мой голос останется с вами", глава - Изменение Бессознательного)

Комментариев нет:

Отправить комментарий