среда, 17 января 2018 г.

О целях и цельности



В продолжение начатой в предыдущем посте темы. По моим наблюдениям за последний десяток лет, изменения в мышлении современного, "информационно подкованного", и "психолого-технологически дрессированного” человека любопытным образом трансформируется, оно становится все более плоским и прикладным. Интернет кишит правилами достижения успеха в самых разных областях.
Огромное количество людей зациклены на постановке целей и задач, помешаны на достижении результата, а это неизбежно лишает людей способности воспринимать реальность целостно.
На эту тему у меня есть одна ассоциация. Несколько лет назад я увлекалась собиранием пазлов с репродукциями шедевров живописи. Прежде чем начать собирать его из частичек, я долго созерцала саму картину, буквально впитывала ее в себя до тех пор, пока в какой-то момент мне не удавалось глубоко почувствовать ее атмосферу, игру света и цвета, уловить тончайшую гармонию произведения, которая у каждого художника очень индивидуальная.
А дальше все шло как по маслу, я уже интуитивно чувствовала, где должна быть та или иная частичка пазла, и била все рекорды по скорости их собирания, так как ощущала каждую картину внутри себя как целостное явление.
Как-то один знакомый застал меня за этим занятием. Он как раз относился к "информационно подкованным" и увлекался всевозможными техниками.
Говоря о своем он попросил поучаствовать в процессе собирания пазла.
Я предложила ему собрать один из фрагментов картины, где было много оттенков синего. И он принялся за дело. Отложил в сторону все частички синих оттенков, он стал по очереди примерять их в пустующие ячейки. Иногда ему сразу удавалось подобрать нужную, иногда частички были очень близки по форме, но все же не совсем то. И тогда мой собеседник начинал давить на них, чтобы втиснуть не на свое место. Это был старый добрый метод тыка.
Моя попытка направить его восприятие и мышление в иное русло не привела к большому успеху. Все чего удалось достичь, это плюс один уровень - переход с линейного мышления на системное, где он начал хотя бы включать в свой анализ специфическую форму каждой частички и прикидывать, какие из них подходят друг другу.
Мои попытки донести до него понятие “гармония полотна”, и запустить процесс целостного мышления, оказались безрезультатными, он был зациклен на результате – поиске подходящей частички.
Такой же подход у него был и в жизни. Он носился как угорелый в погоне за личным счастьем, но никак не мог встретить нужную женщину. Он жаждал достичь успеха, но никак не мог понять, чем же он хочет заниматься. Он усердно пытался освободиться от травм прошлого, но оно продолжало преследовать его и т.д. и т.п.
В системе ценностей “достигательства”, люди часто все переворачивают с ног на голову. Они забывают, что успех - это лишь “побочный эффект” правильного намерения и гармонии с целым, а никак не цель. Успех - это следствие.
Если же мы ставим своей целью найти гармонию с целым в каждом действии: в осмыслении жизненных уроков, или в поиске дела своей жизни, в построении отношений, или создании бизнеса, то огромное количество ненужных телодвижений и суеты сходит на нет.
Намерение найти гармонию с целым развивает у людей целостное восприятие и “целостное мышление” более высокого уровня, чем логическое и любое другое.
В “целостном мышлении” сочетается чувственное постижение, интуиция и глубокая осознанность. Это тончайшее чувство гармонии и синхронизации с ней.
Именно этому мы и будем учиться на моих встречах "Истории о главном", которые начинаю проводить в Тель Авиве с 7-го февраля. Кому интересно участвовать, напишите мне личку.
Для дополнительной иллюстрации сказанного, привожу фрагмент из фильма Роберта Редфорта “Легенды Багера Ванса”. В этом фрагменте виден процесс эволюции сознания главного героя Джуно.
Мы видим, как происходит изменение его намерения и мышление "достигатора" отступает, уступая дорогу целостному восприятию.
“Дай твоему единственному удару, находящемуся в абсолютной гармонии с миром, найти тебя”...
Примечание: термин "целостное мышление" не является научным, а используется мной лишь с целью обозначения явления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий