вторник, 23 января 2018 г.

О подлинном Я и псевдо Я

Не каждый человек может с легкостью ответить на вопросы: «Что ты хочешь?», или «Что ты на самом деле об этом думаешь?». И часто выясняется, что даже когда мы слышим быстрый и четкий ответ, это еще не значит, что он проистекает из подлинного «Я» личности. Чтобы докопаться до чистого источника внутри себя порой приходится изрядно поработать, побродить по внутренним лабиринтам в поисках света.
Очень глубоко этот аспект раскрывает Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», где автор использует понятия «подлинная личность» и «псевдоличность», и приводит пример «подмены» одного другим.
Маленькая девочка чувствовала, что мать не любит и презирает ее отца, хотя дочери она говорила, что у них замечательная любящая семья, тоже самое мать демонстрировала и в обществе. Каждый раз по наивности высказывая свое наблюдение о несоответствии вещей, девочка переживала массу неприятностей, мать кричала на нее, обижалась: «Как ты можешь такое говорить! Конечно я люблю твоего папу». Девочка сначала перестала говорить об этом, потом подавила и вытеснила свое подлинное знание. Постепенно ложь матери заместила ее внутреннюю правду и девочка убедила себя в том, что мать права. Так правда матери и окружающего общества стала и ее правдой.
Фромм пишет, что это происходит с большинством детей, под давлением условностей, правил приличия и фальши общества они теряют свою интуитивную способность чувствовать правду, отличать добро от зла, угодливых мерзавцев от хороших людей…
Цена же за то, чтобы оставаться собой порой огромна. Известно, что было во все времена с инакомыслящими. Эта тема часто поднимается на моих группах, в том числе и через призму ценностей, когда перед каждым человеком рано или поздно встает выбор – принять ценности общества, или быть верным своим. Многим не хватает мужества оставаться в своей «чистой линии». Недавно знакомый напомнил мне притчу об этом.
Одним мудрецом была предсказана засуха, после которой вода во всех колодцах станет отравленной, каждый кто выпьет ее, сойдет с ума. Никто из людей не поверил мудрецу, кроме одного человека, который стал запасаться чистой водой. Пришло время и пророчество сбылось, после засухи колодцы наполнились отравленной водой, и все кто пил ее стал безумцем, кроме того одиночки.
Все люди были одинаково безумны, они стали считать сумасшедшим одиночку, он был совсем не похож на других и все отвергли его. Его увещевания были бесполезны. Однажды он устал от одиночества и ненависти, его воля сломалась. Он вылил на землю все запасы чистой воды, напился отравленной воды из колодца, и лишился разума, став как все. Тогда безумцы решили, что он наконец-то обрел разум…
Эрих Фромм пишет, что всякое подавление чувств уничтожает какую-то часть подлинной личности и вызывает подмену подавленных чувств псевдочувствами. Он объясняет, в чем различие подлинного Я и псевдо Я: «Подлинное Я является создателем своих чувств и проявлений, оно спонтанное и живое, а псевдо Я лишь исполняет роль навязанную ему со стороны, но делает это от своего имени».
Да, картина довольно грустная, но в одном я не согласна с автором, в большинстве случаев истинное Я не уничтожается, это не так-то просто сделать. Чтобы сохранить себя оно уходит на такую глубину души человека, где его не могут достичь грубые помехи этого мира, и там впадает в глубокую спячку. Уходит и ждет своего часа, чтобы пробудиться. Периодически оно посылает нам сигналы в виде смутной тревоги или тоски, в виде снов, в виде чувства неудовлетворенности. Иногда оно просыпается в результате встряски, удара судьбы, потери, болезни…
Конечно можно и не ждать, а самому отправиться навстречу подлинному Я. Творчество и спонтанное самовыражение может помочь человеку вернуть его. Этому так же способствует такая групповая среда, где возможно позволить себе быть собой, и при этом все же быть принятым другими. В такой группе люди получают возможность постепенно раскрывать и исследовать аспекты своего подлинного Я.
Как сказано: «Стучащему, да откроется», потому так важно найти для себя подходящую среду.
На моих группах мы используем для самораскрытия метод интенсивной жизни, мои авторские методы работы с текстами «Живое Слово» и семь уровней мышления, «Когнитивную ориентацию» Ш.Крайтлер, и др.
В ближайшее время начинаются работать две группы, в Тель Авиве 7 февраля, в Хайфе 15 февраля.
Захотите присоединиться, свяжитесь со мной. Возможно нам окажется по пути.
Нескольким странным одиночкам, уже не так одиноко вместе…

Комментариев нет:

Отправить комментарий