среда, 1 августа 2018 г.

Подражание - закон социального доказательттва

О том, какие силы влияют на наше поведение и заставляют делать, а в конечном итоге и желать что-либо. Уолтер Липпман – американский писатель и журналист, говорил: «Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много». И он, как человек наблюдательный, был прав, так как одной из мощнейших сил влияния на возникновение и формирование наших желаний являться «социальное доказательство». Люди склонны определять, что является правильным, возможным и допустимым, исходя из того, что так делают многие другие. Это одна из автоматических программ, встроенных в нашу психику.
И не удивительно, ведь наша склонность считать действие правильным, если так действуют многие другие, обычно хорошо работает. Как правило, мы совершаем меньше ошибок, когда ведем себя в соответствии с социальными нормами, чем когда противоречим им. Не даром родители так озабочены тем, с кем дружат их дети, так как они понимают, что ребенок неизбежно будет подражать поведению своего окружения.
В законе «социального доказательства» заключается огромная сила и огромная наша слабость. С одной стороны он обеспечивает нас полезными рациональными методами определения линии поведения, но в то же время, часто делает игрушками в руках преследующих свои интересы людей.
Самые элементарные примеры. Бармены всегда кладут в блюдо для чаевых несколько банкнот в начале вечера, создавая видимость, что предыдущие посетители уже оставили чаевые. Из чего новые клиенты делают вывод, что им тоже надо дать чаевые бармену. В церквях «солят» корзинки для сбора пожертвований с той же целью и добиваются положительных результатов. Некоторые ночные клубы используют тактику «узких дверей», искусственным образом создавая очередь возле входа в бар, при том, что внутри практически пусто. Увидев толпу у входа, люди делают вывод, что раз все хотят туда попасть, значит клуб действительно хороший и тоже встают в очередь.
Разумеется, как и любую силу в этом мире, закон «социального доказательства» можно использовать как во вред, так и во благо.
Канадский психолог, известный своими работами по «теории социального научения» Альберт Бандура и его коллеги, занимаясь разработкой способов изменения нежелательных моделей подведения доказали, что можно избавить страдающих фобиями людей от их страхов простым способом, при помощи закона «социального доказательства» (Bandura, Grusec & Menlove, 1967).
Например, маленьким детям, боявшимся собак, они предложили наблюдать за мальчиком их возраста, который весело играл с собакой, по 20 минут в день. Этот наглядный показ привел к таким заметным изменениям в реакциях пугливых детей, что после четырех «сеансов наблюдения» 67 % детей были готовы забраться в детский манеж с собакой и оставаться там, играя с ними, даже в отсутствие взрослых.
Более того, когда исследователи через месяц опять оценили уров¬ни страха у этих ребят, они выяснили, что улучшение не исчезло, дети еще охотнее, чем когда-либо, общались с собаками.
Еще одно важное практическое открытие было сделано в ходе другого исследования Бандуры (Bandura & Menlove, 1968). На этот раз были взяты дети, которые особенно сильно боялись собак. Для того чтобы уменьшить их страхи, ученые использованы видеоролики, где показывали играющих с собаками детей. Их показ оказался таким же эффективным, как реальная демонстрация смелого мальчика, играющего с собакой. Причем наибольшую пользу принесли те ролики, в которых были показаны целые группы детей, играющих со своими собаками.
В результате множества исследований доказано, что закон «социального доказательства» оказывает на нас наиболее сильное воздействие, когда доказательство обеспечивается действиями множества других людей, похожих на нас по возрасту, социальному положению, ментальности и т.п.
Хорошо это или плохо? Думаю, не так и не так. Если знать о законах, которые управляют нашим поведением и влияют на формирование желаний, можно использовать их себе во благо. И наоборот, чем бездумнее мы поддаемся влиянию окружения, тем больше шансов себе навредить.
Потому воспитывая своих детей постоянно приводя в пример кого-либо, подумайте, не перегибаете ли вы палку, закладывая в его сознание механизм, лишающий его контакта с подлинным собой. Мудрые родители параллельно с примерами «образцовых детей» закладывают ребенку и принцип личной ответственности.
Например, я помню как на одной из моих групп женщина рассказывала, что в детстве, когда она объясняла свои поступки аргументом «так все делали», мама неизменно говорила ей: «Оставь всех, объясни мне, почему именно ты решила так поступить?»
В наше время информационных потоков не самого лучшего качества и колоссального воздействия на нашу психику со стороны, если мы все же хотим оставаться собой, то придется адаптироваться, вооружаться новыми знаниями, становиться более наблюдательными и трезвыми, как бы нам не хотелось большинство времени проводит на «автопилоте».
И все же это удивительное время, время которое заставляет нас стать более осознанными.
Все те, кто хочет проснуться, тот проснется…
Картина Jean Claude Desplanques

Комментариев нет:

Отправить комментарий