О том, какие силы влияют на наше поведение и заставляют делать, а в конечном итоге и желать что-либо. Уолтер Липпман – американский писатель и журналист, говорил: «Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много». И он, как человек наблюдательный, был прав, так как одной из мощнейших сил влияния на возникновение и формирование наших желаний являться «социальное доказательство». Люди склонны определять, что является правильным, возможным и допустимым, исходя из того, что так делают многие другие. Это одна из автоматических программ, встроенных в нашу психику.
И не удивительно, ведь наша склонность считать действие правильным, если так действуют многие другие, обычно хорошо работает. Как правило, мы совершаем меньше ошибок, когда ведем себя в соответствии с социальными нормами, чем когда противоречим им. Не даром родители так озабочены тем, с кем дружат их дети, так как они понимают, что ребенок неизбежно будет подражать поведению своего окружения.
В законе «социального доказательства» заключается огромная сила и огромная наша слабость. С одной стороны он обеспечивает нас полезными рациональными методами определения линии поведения, но в то же время, часто делает игрушками в руках преследующих свои интересы людей.
И не удивительно, ведь наша склонность считать действие правильным, если так действуют многие другие, обычно хорошо работает. Как правило, мы совершаем меньше ошибок, когда ведем себя в соответствии с социальными нормами, чем когда противоречим им. Не даром родители так озабочены тем, с кем дружат их дети, так как они понимают, что ребенок неизбежно будет подражать поведению своего окружения.
В законе «социального доказательства» заключается огромная сила и огромная наша слабость. С одной стороны он обеспечивает нас полезными рациональными методами определения линии поведения, но в то же время, часто делает игрушками в руках преследующих свои интересы людей.
Самые элементарные примеры. Бармены всегда кладут в блюдо для чаевых несколько банкнот в начале вечера, создавая видимость, что предыдущие посетители уже оставили чаевые. Из чего новые клиенты делают вывод, что им тоже надо дать чаевые бармену. В церквях «солят» корзинки для сбора пожертвований с той же целью и добиваются положительных результатов. Некоторые ночные клубы используют тактику «узких дверей», искусственным образом создавая очередь возле входа в бар, при том, что внутри практически пусто. Увидев толпу у входа, люди делают вывод, что раз все хотят туда попасть, значит клуб действительно хороший и тоже встают в очередь.
Разумеется, как и любую силу в этом мире, закон «социального доказательства» можно использовать как во вред, так и во благо.
Канадский психолог, известный своими работами по «теории социального научения» Альберт Бандура и его коллеги, занимаясь разработкой способов изменения нежелательных моделей подведения доказали, что можно избавить страдающих фобиями людей от их страхов простым способом, при помощи закона «социального доказательства» (Bandura, Grusec & Menlove, 1967).
Например, маленьким детям, боявшимся собак, они предложили наблюдать за мальчиком их возраста, который весело играл с собакой, по 20 минут в день. Этот наглядный показ привел к таким заметным изменениям в реакциях пугливых детей, что после четырех «сеансов наблюдения» 67 % детей были готовы забраться в детский манеж с собакой и оставаться там, играя с ними, даже в отсутствие взрослых.
Более того, когда исследователи через месяц опять оценили уров¬ни страха у этих ребят, они выяснили, что улучшение не исчезло, дети еще охотнее, чем когда-либо, общались с собаками.
Разумеется, как и любую силу в этом мире, закон «социального доказательства» можно использовать как во вред, так и во благо.
Канадский психолог, известный своими работами по «теории социального научения» Альберт Бандура и его коллеги, занимаясь разработкой способов изменения нежелательных моделей подведения доказали, что можно избавить страдающих фобиями людей от их страхов простым способом, при помощи закона «социального доказательства» (Bandura, Grusec & Menlove, 1967).
Например, маленьким детям, боявшимся собак, они предложили наблюдать за мальчиком их возраста, который весело играл с собакой, по 20 минут в день. Этот наглядный показ привел к таким заметным изменениям в реакциях пугливых детей, что после четырех «сеансов наблюдения» 67 % детей были готовы забраться в детский манеж с собакой и оставаться там, играя с ними, даже в отсутствие взрослых.
Более того, когда исследователи через месяц опять оценили уров¬ни страха у этих ребят, они выяснили, что улучшение не исчезло, дети еще охотнее, чем когда-либо, общались с собаками.
Еще одно важное практическое открытие было сделано в ходе другого исследования Бандуры (Bandura & Menlove, 1968). На этот раз были взяты дети, которые особенно сильно боялись собак. Для того чтобы уменьшить их страхи, ученые использованы видеоролики, где показывали играющих с собаками детей. Их показ оказался таким же эффективным, как реальная демонстрация смелого мальчика, играющего с собакой. Причем наибольшую пользу принесли те ролики, в которых были показаны целые группы детей, играющих со своими собаками.
В результате множества исследований доказано, что закон «социального доказательства» оказывает на нас наиболее сильное воздействие, когда доказательство обеспечивается действиями множества других людей, похожих на нас по возрасту, социальному положению, ментальности и т.п.
Хорошо это или плохо? Думаю, не так и не так. Если знать о законах, которые управляют нашим поведением и влияют на формирование желаний, можно использовать их себе во благо. И наоборот, чем бездумнее мы поддаемся влиянию окружения, тем больше шансов себе навредить.
В результате множества исследований доказано, что закон «социального доказательства» оказывает на нас наиболее сильное воздействие, когда доказательство обеспечивается действиями множества других людей, похожих на нас по возрасту, социальному положению, ментальности и т.п.
Хорошо это или плохо? Думаю, не так и не так. Если знать о законах, которые управляют нашим поведением и влияют на формирование желаний, можно использовать их себе во благо. И наоборот, чем бездумнее мы поддаемся влиянию окружения, тем больше шансов себе навредить.
Потому воспитывая своих детей постоянно приводя в пример кого-либо, подумайте, не перегибаете ли вы палку, закладывая в его сознание механизм, лишающий его контакта с подлинным собой. Мудрые родители параллельно с примерами «образцовых детей» закладывают ребенку и принцип личной ответственности.
Например, я помню как на одной из моих групп женщина рассказывала, что в детстве, когда она объясняла свои поступки аргументом «так все делали», мама неизменно говорила ей: «Оставь всех, объясни мне, почему именно ты решила так поступить?»
Например, я помню как на одной из моих групп женщина рассказывала, что в детстве, когда она объясняла свои поступки аргументом «так все делали», мама неизменно говорила ей: «Оставь всех, объясни мне, почему именно ты решила так поступить?»
В наше время информационных потоков не самого лучшего качества и колоссального воздействия на нашу психику со стороны, если мы все же хотим оставаться собой, то придется адаптироваться, вооружаться новыми знаниями, становиться более наблюдательными и трезвыми, как бы нам не хотелось большинство времени проводит на «автопилоте».
И все же это удивительное время, время которое заставляет нас стать более осознанными.
Все те, кто хочет проснуться, тот проснется…
Все те, кто хочет проснуться, тот проснется…
Картина Jean Claude Desplanques
Комментариев нет:
Отправить комментарий