вторник, 7 августа 2018 г.

О старости и смысле бытия

В жизни каждого человека наступает день, когда он осознает, что его тело неизбежно состарится. Просто знать, что ты состаришься и действительно осознавать, что ты состаришься – это разные вещи. В своей ежедневной практике невольно подмечаю, как по-разному люди реагируют на подобное осознание.
Тяжелее всех тем, кто больше всего отождествляет свою личность с телом. Например, крайне сложно стареть красивым женщинам, которые привыкли в хвост и в гриву эксплуатировать для достижения своих целей свою внешность. Для них, привыкших все получать просто «похлопав очаровательными глазками», или правильно подчеркнув все свои «выпуклые достоинства», вдруг наступает день, когда приходится ответить себе на вопрос, а кто я собственно такая, кроме телесной оболочки? Ответ частенько неутешительный и тогда наступает кризис и глубокое разочарование в жизни.
Тем, кто прежде наступившего старения не задавался подобным вопросом, не трудился над наращиванием «душевных и интеллектуальных мышц», кто не пронизывал свое бытие более высокими смыслами, приходится по-настоящему туго. У людей телесно и эмоционально ориентированных, которые всю свою жизнь посвятили исключительно погоне за наслаждениями и бытовому обустройству, наступает страх, пустота, ненависть к себе, злобность, зависть к молодым и полным жизни людям.
У многих людей после периода кризиса и внутреннего обвала наступает смирение. И тогда женщина превращается в бабушку в свои 50+, которая пытается заполнить себя чужими смыслами, живет ради внуков и ради детей «вечно неблагодарных».
А мужчина становится брюзжащим стариком, который уткнувшись в газету или экран компьютера коротает остаток жизни вспоминая былые достижения и сексуальные подвиги…
Что тут скажешь, рано или поздно эта встреча с телесными границами ждет каждого из нас. Когда настал мой черед размышлять над этим, я в конце концов пришла к выводу, что прежде всего меня интересует не количество лет, а качество проживания отведенного мне времени.
Высокое качество бытия - вот то, что по-настоящему занимательно. Но где найти примеры? Где найти счастливых людей, которые живут жизнью полной смысла? В результате поисков, писательский и исследовательский интерес к этому явлению буквально захватил меня.
Сейчас за плечами бесчисленное количество бесед с теми, кого считаю счастливыми людьми, и вот что стало абсолютно очевидно, всё же счастье - это прежде всего выбор, это вовсе не природный дар. Например, многие счастливые старики прошли не простой путь, далеко не всегда судьба баловала их, но они все же выбрали жить в отдаче, в служении важной идее, в благодарности, в любви...
Как-то незаметно у меня собралась своего рода «галерея образцов», куда вошли счастливые люди самого разного сознательного возраста, от 12 до 110. Мне безумно интересно наблюдать и подмечать, что именно и как эти люди делают, чтобы быть счастливыми в свои 30 - 40 - 50 - 80…
Пока занималась всем этим, фокус внимания сам по себе сместился с тела и старости на совершенно другие объекты и смыслы, и вот, налицо парадокс – похоже и телу такой подход тоже нравится.
Например, моя 80-летняя подруга и коллега, всегда является самой энергичной и душевно молодой во всем своем окружении знакомых, соседей и даже студентов, которые живут по принципу «день прошел – и слава Богу».
Ее же образ жизни полон глубокого смысла и служения людям. Ее интересует достоинство Израиля в международном научном сообществе, и она делает все от нее зависящее, чтобы это достоинство не уронить.
Когда мы с ней заходим в кафе, где постоянно встречаемся, она здоровается со всеми завсегдатаями, знает по именам всех официантов, спрашивает как их дела. Если она видит новых людей или туристов из других стран, она знакомится с ними, готова подсказать что-то и помочь.
Она пишет по 4-5 книг в год, колесит по всему свету с лекциями, ее ум острый и живой. Она каждый год, после Рош АШана (Нового года у народа Израиля) проделывает потрясающую процедуру – в течении нескольких дней подвергает сомнению и пересмотру все свои методы и теории, свои фундаментальные взгляды на вещи, чтобы оживить их, и отбросить все закостенелое.
Глядя на таких, как она я сделала вывод – старость это скорее состояние ума, а не тела.
Когда мы праздновали её 80-летие, она сказала: «Знаешь, я по-настоящему заинтригована, я в предвкушении, какие еще возможности для счастья и познания, доселе недоступные, даруют мне мои преклонные годы...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий