среда, 22 августа 2018 г.

Катнут и Гадлут. Что это значит - быть взрослым

О том, что это такое – быть взрослым. Многие люди очень боятся взрослеть, стремятся как можно дольше задержаться в безмятежном детстве, ни за что не отвечать, иметь право на поблажки, не задумываться о неприятном, получать от мира одобрения и поглаживания, «принимайте меня таким, какой я есть», часто говорят они...
А кто вообще знает, что такое быть «взрослым»? Порой некоторые понятия так обрастают мусором ненужных смыслов, что за ними не уже видно подлинного значения. Так и со словом «взрослость», в голове всплывает куча родительских нравоучений, манипуляций со стороны окружающих «ты же уже взрослый/ая»…
Глубина этого понятия по настоящему раскрылось мне после приезда в Израиль. Все изменилось, когда оно прозвучало на иврите, и открылось под углом, над которым я ранее никогда не размышляла. Это было много лет назад, на лекции одного Раввина, который рассказывал о двух основных духовных состояниях человека: «катнут» и «гадлут» – маленькое и большое.
В состоянии «катнут» сознание индивида не зрелое. Он воспринимает все через призму «мар ве маток» - горькое и сладкое. Весь во власти чувственного постижения, он не видит картины целого, не видит Замысла происходящего с ним, а способен лишь к самому простейшему анализу. Если ему приятно «маток» (сладко ивр.), значит это хорошо. Если ему не приятно «мар» (горько ивр.), значит это плохо.
В состоянии «катнут» он не способен мыслить в категориях ценности развития, а стремится лишь к покою и наслаждению, словно младенец. Он хочет чтобы мир о нем заботился, давал любовь, наполнял, принимал таким, какой он есть, а когда этого не получает, человек испытывает жалость к себе – «мар» горечь.
В состоянии «гадлут» сознание человека становится зрелым настолько, чтобы воспринимать более полную картину, он видит происходящее через призму «шекер ве эмет» - ложь и истина. Чувственные состояния для него становятся не особо важны, а в оценке происходящего появляются принципиально новые категории – ценность развития и понятие «тикун» (исправление ивр.)
Лектор приводил аналогию, если человек заболел, то чтобы исцелиться, ему надо принять горькое лекарство. В состоянии «катнут» человек словно ребенок лишь плачет от горечи и не понимает намерения Врача.
В состоянии же «гадлут» он по прежнему чувствует горький вкус лекарства, но принимает его осмысленно и с благодарностью, постигая новую категорию «эмет» - истину – и тогда ему раскрывается суть процесса «тикун» (исправления), замысел происходящего, и подлинное намерение Врача.
Он рассказывал о том, что многие люди так никогда и не переходят в состояние «гадлут», оставаясь инфантильными до самой старости.
Лектор подчеркивал, что если взрослый человек остается в состоянии «катнут», то он неизбежно проецирует свою систему ценностей на других и убежден, что и для других «маток» – это хорошо. И привел пример, как у одного маленького мальчика был диатез на сладкое, выражалось это аллергической реакцией, раздражением и воспалением на коже. Он, как водится в таких случаях, обожал сладкое и не знал в этом меры. Родители запрещали ему есть больше одной конфеты в день. Мальчик плакал и обижался на родителей, считая их жестокими и плохими. Зато он очень любил бабулю, которая в свое время пережила голод и войну, она была хорошей и доброй, жалела внучка и тайком от родителей давала ему сладости. Так постепенно диатез перешел в другое хроническое кожное заболевание.
В заключении Раввин сказал, что если человеком управляет «мар» – горечь и жалось к себе, он находится в состоянии «двойного скрытия», в этот момент по свойствам своим он бесконечно далек от Творца, и не способен к «тикун» (исправлению), не способен к самосотворению.
Лишь перестав зацикливаться на горечи и жалости к себе, намереваясь понять Замысел происходящего, человек может постичь, что вся Природа мироздания стремится к развитию. Лишь тогда его сознание взрослеет, он переходит в состояние «гадлут». А находясь в нем, человек уподабливается по свойствам Творцу и становится способным к со-творчеству.
Переход из состояния «катнут» в состояние «гадлут» – это и есть «тикун» (исправление себя). Лишь достигнув состояния «гадлут» человек может стать поистине Дающим и полезным миру…
От себя могу еще добавить, что в состоянии «гадлут» человек не склонен к безапелляционным, черно-белым суждениям, он уже способен смотреть на вещи, в том числе и собственные «недостатки», под разными углами. Рассматривать их до тех пор, пока не поймет, как именно правильно применять свои свойства, чтобы каждое из них приносило ему пользу и способствовало развитию. В человеке нет ничего лишнего, важно лишь понять, что именно делать со всем тем, что нам дано.
Как сказано нашими мудрецами: «В самых темных местах раскрываются самые большие света».
Мои ближайшие мероприятия, посвященные темам: подлинного взросления, изобильного мышления, реализации своего предназначения:
2-3 СЕНТЯБРЯ - ИЖЕВСК - Изобильное мышление - концепция Исраэль
27-28 СЕНТЯБРЯ - РИГА - Изобильное мышление для бизнеса и жизни
9-13 ОКТЯБРЯ - СОЧИ - Текст Силы Сочи - Красная Поляна
25-27 ОКТЯБРЯ - ТЕЛЬ АВИВ - Семинар-практикум - Живые отношения
21-24 НОЯБРЯ - ИЗРАИЛЬ - Экспедиция Текст Силы Галилея
Тел/ WhatsApp +972 526 480 401

Комментариев нет:

Отправить комментарий