четверг, 22 марта 2018 г.

Как возникает выученная беспомощность

Вы встречали людей, которые очень страдают, и хотя объективно имеют возможность что-то изменить, не предпринимают никаких попыток исправить положение? Я часто слышу о подобных ситуациях в своем кабинете и на группах. Люди, которые со стороны видят фактические возможности страдальцев возмущаются: «ну почему она это терпит?» или «почему он позволяет делать это с собой?» Пассивность такого рода, это интересное явление, ему в научном мире уделялось немало внимания.
В 1967 г. американским психологом Мартином Селигманом был открыт феномен «выученная беспомощность». Он с группой ученых проводил серию экспериментов на собаках в лаборатории Пенсильванского университета.
Эксперименты ставились по схеме И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук. После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было возможно.
Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Мартин Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха, а потому, что в ходе эксперимента они много раз пытались избежать его, это не получилось, и они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности». Повторные эксперименты, но уже с тремя группами собак, часть которых имела возможность избежать удара током, а часть нет, подтвердили его предположение.
С людьми в длительной ситуации невозможности повлиять на негативные события так же формируется "выученная беспомощность". Ее сложно преодолевать. Человеку предстоит большая работа. Преодоление инертности мышления, восстановление доступа к чувству субъективной свободы и ответственности, новая ценностная ориентация и т.п. При желании, все это конечно возможно сделать.
Однако, вот что интересно, «выученная беспомощность» тема намного более глубокая, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что она может сформироваться не только в негативной ситуации, но и в позитивной, где человек окружен заботой и, что называется: «как сыр в масле катается». Об этих исследованиях и моих размышлениях на эту тему, продолжу в следующей публикации.
А сегодня хочу сказать, что по моему опыту, найти выход из состояния "выученной беспомощности" помогает активация и развитие таких видов мышления, которые человек практически не использует в своей повседневной жизни.
Например креативное мышление, сказочно-мифологический взгляд на вещи. Одухотворение окружающего пространства и предметов, использование творчества, как инструмента освобождения сознания.
В рамках изучения беспомощности, самостоятельности и их влияния на психику человека. В 1976 году психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден провели интересное исследование в доме престарелых Арден-Хауз в штате Коннектикут, которое заставляет о многом задуматься. 
Для исследования были выбраны два этажа дома престарелых, в нем участвовали 91 человек. Жителям одного этажа предоставлялась большая степень ответственности за себя и свой образ жизни, а жители второго этажа вели обычный для пациентов этого дома образ жизни, в окружении заботливого персонала, где за них все решает руководство.
Администрация объявила о своем намерении сделать жизнь подопечных уютнее. В их комнатах сменят обстановку, там появятся растения, а вечерами они будут смотреть интересные фильмы. Разница же заключалась в том, что первой группе предлагали активно участвовать в выборе обстановки и репертуара фильмов. Они сами ухаживали за своими растениями. Второй же группе не предлагалось принимать участие в изменениях. За них все самым тщательным образом делал персонал. 
Эксперимент длился 3 недели, в течение которых администрация и персонал четко придерживались заявленной политики на этих этажах. 
По истечении трех недель среди испытуемых были проведены опросы, измеряющие удовлетворенность собственной жизнью, активность, общительность, общий тонус, питание и привычки пациентов. 
Различия между двумя группами оказались очень значимыми. Так, средний уровень счастья у пассивной группы ;0,12, у активной +0,28. Изменение физического состояния пациентов по оценкам медсестер у активной группы показало улучшение +3,97. Напротив ;2,39 (ухудшение) у пассивной. Различалось также время, которое исследуемые уделяли общению друг с другом и с персоналом. Самостоятельная группа больше общалась, пассивная больше замыкалась в себе. Оценки поведения жильцов двух этажей тоже подтвердили позитивное воздействие возможности влиять на свою жизнь. Большее число участников активной группы смотрели фильмы и участвовали в играх на отгадывание (10 против 1). 
Сделанный исследователями вывод гласил, что многие негативные явления, сопутствующие старению (потеря памяти, снижение тонуса, пассивность), очень связаны с утратой возможности управлять собственной жизнью, а значит, положение можно улучшить, давая пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность.
Через полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хауз, чтобы произвести еще один замер и выяснить, продолжается ли воздействие их трехнедельного эксперимента. Оценки персонала показали, что испытуемые из группы с увеличенной ответственностью продолжают находиться в лучшем состоянии: общая средняя оценка для них составляла 352,33 против 262,00 у пассивной. Также были отмечены улучшения здоровья у активной группы и ухудшения у второй. И наконец, за эти пол года, 30 % участников пассивной группы скончалось, тогда как из числа активной группы ушло из жизни 15 %. 
На основании полученных результатов администрация Арден-Хауза приняла решения всячески поощрять стремление пациентов управлять собственной жизнью.
Последующие исследования престарелых другими психологами показали, что в условиях невозможности выбирать, пожилые пациенты часто проявляют саморазрушительное поведение (отказываются от еды и лекарств), так как это единственное, что они еще могут выбирать.
Потому моим клиентам, которые настаивают на том, чтобы их пожилые родители "берегли здоровье,отдыхали и ничего не делали", я предлагаю другое отношение. Важно максимально дать им чувство востребованности и самостоятельности.
В заключении могу сказать, что эти выводы актуальны для любого возраста. Мои собственные наблюдения показывают, что явление "выученная беспомощность" часто встречается как у детей, так у взрослых людей, которые много находятся в ситуации, где у них нет не только возможности, но и просто необходимости принимать самостоятельные решения. В такой ситуации их внутренняя свобода и креативное мышление постепенно атрофируются.
#LeaWedensky;#ЖивоеСлово;#ОБеспомощности;
#ОбОтношениях

Комментариев нет:

Отправить комментарий