вторник, 24 апреля 2018 г.

Вселенная 25. Как рай стал адом

Что важнее, отношения или поиск смысла жизни? На днях общались с моей знакомой. Она спросила меня, зачем я так упорно пишу на тему предназначения и осмысленного бытия, если большинству людей на много интереснее читать про отношения и проблемы с ними. Она настаивала, что людям надо сначала удовлетворить свои «насущные» потребности в близости, научиться взаимопониманию, а уж потом они будут готовы думать и говорить о смысле жизни. Спорить я не стала, хотя мое мнение на эту тему противоположно. Думаю, привычку размышлять о предназначении и стремиться к полезному, созидательному, осмысленному бытию стоит развивать в себе как можно раньше, а не откладывать на потом, ведь со временем душа грубеет. Да и удовлетворение «насущных потребностей» не обязательно сулит духовное пробуждение и потребность раскрыть свое предназначение. Возможно как раз наоборот.
На эту тему мне припоминается нашумевший в свое время эксперимент «Вселенная – 25» (1972 г), про то, как изобильный рай, стал адом. Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел его с подопытными грызунами, но конечной целью исследований было прогнозирование будущего человеческого общества. В результате своих опытов Кэлхун сформулировал термин — «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному поведению в условиях избытка ресурсов и перенаселения.
В лаборатории Кэлхун построил рай для мышей. Это был большой бак, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри поддерживалась комфортная для мышей температура (+20 °C), воды и еды в изобилии, созданы многочисленные гнезда для самок. Бак поддерживался в чистоте и безопасности: исключалось появление хищников или инфекций. Мыши находились под неусыпным контролем ветеринаров, состояние их здоровья отслеживалось.
Эксперимент стартовал с момента помещения в бак четырех пар мышей, которым потребовалось немного времени освоиться и понять, в какую мышиную «сказку» они попали, и начать быстро размножаться. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что первые проблемы могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такой численности мышей не случилось, максимально достигнутое количество особей в эксперименте было 2200.
Начиная с 315-го дня темп роста популяции замедлился. В тот момент в баке проживало около 600 мышей. Сформировалась определенная иерархия и социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее. Затем появилась категория «отверженных», которых мыши изгоняли в центр бака, где они часто становились жертвами агрессии. Отличить эту группу можно было по ранам на теле. «Отверженные» состояли из молодых особей, не нашедших для себя социально полезной роли в мышиной иерархии. Проблема была вызвана тем, что в идеальных условиях мыши жили долго, состарившиеся не освобождали место молодым грызунам. Поэтому агрессия была направлена на новые поколения.
После изгнания самцы психологически ломались, меньше проявляли агрессию, не защищали своих беременных самок, отказывались выполнять любые социальные роли.
Самки, готовящиеся к рождению детенышей, становились более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они стали менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали очень агрессивными, часто дрались, защищая потомство. Однако, их агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, она проявлялась и по отношению к собственным детям. Самки начали убивать своих детенышей и перебираться в верхние гнезда, становясь агрессивными отшельницами и отказываясь от размножения. В результате рождаемость сильно упала, а смертность молодняка достигла очень высокого уровня.
Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». Это были самцы, демонстрировавшие нехарактерное для вида поведение. Они отказывались драться, бороться за самок и территорию, не проявляли желания спариваться, вели пассивный образ жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Свое имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих на их теле не было следов битв, шрамов и выдранной шерсти, нарциссизм и самолюбование стали для них характерными.
Среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.
Остальные вымирающие мыши практиковали гомосексуализм и необъяснимое агрессивное поведение в условиях избытка всех необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их.
В результате эксперимента Джон Кэлхун создал теорию двух смертей. «Первая смерть» — смерть духа. В условиях идеального мира, мыши лишились смысла своего существования: ухаживание за самкой, размножение, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего этого психологически сломленные мыши отказались.
После наступления «смерти духа». физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «смерти духа» у значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».
Предвидя это Кэлхун провел эксперимент на третьей стадии фазы смерти. Из бака изъяли несколько групп мышей и переселили в столь же идеальные условия, но с минимальной населенностью. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. «Красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, как для первых 4 пар мышей в баке и те быстро размножались. Но, к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки не поменяли свое поведение, они отказались спариваться и выполнять социальные функции. В итоге не появилось новых беременностей, состарившись мыши окончательно вымерли…
Полагаю, тут есть о чем задуматься… Вам ничего не напоминает этот эксперимент Кэлхуна?
Я вспоминаю о нем все чаще, и все больше прихожу к выводу, что осознанный поиск смысла жизни, поиск полезной и созидательной формы существования актуален как никогда…
Художник Tomasz Alen Kopera

Комментариев нет:

Отправить комментарий