четверг, 5 апреля 2018 г.

О псевдодоверии и Доверии

Все больше людей не могут построить полноценные отношения, страдают от одиночества, тоскуют по близости. В рамках этой темы частенько главной причиной отсутствия отношений является страх, а он, в свою очередь, вытекает из базового отсутствия доверия. «Я доверяю, до первого случая, пока меня не кинут». «А что тут удивляться, я уже битый жизнью».
Часто в процессе анализа самого понятия «доверие», что оно значит для человека, на свет выползает старое-доброе «Доверяй, но проверяй». Разве это доверие?
Получается как в том анекдоте про мужчину, который вечером возвращался домой после визита к любовнице. Довольный, напевает. Оступился и стал падать в пропасть. В последний момент повис на корнях дерева. Сморит вниз, дна не видно, и даже не слышно, как камни туда долетают. Отчаявшись он взмолился и заорал во весь голос: «Господи-и-и-и! Спаси меня! Я исправлюсь. Буду выполнять все заповеди. Больше не изменю жене. Отдам все деньги в храм. Умоляю! Я сделаю все, что угодно, только спаси-и-и-и!»
Господь услышал его молитву. Разверзлись небеса и оттуда раздался голос Бога:
«Я услышал твою молитву. Отпускай руки. Я спасу тебя» .
«Ну уж нет, Господи! Сначала спаси!» – боязливо сказал он.
Небеса закрылись. Корень дерева отломился и молящий с криком полетел вниз…
Если говорить о подлинном доверии, то его невозможно достичь, если не возвести его в абсолют. А для этого его нужно поднять с бытового или ситуационного уровня до базового доверия самой Жизни, бытию, мирозданию.
Много лет назад, один учитель, имя которого я не буду упоминать, сделал мне бесценный подарок – показал мне разницу между псевдо-доверием и Доверием.
Часто вспоминаю его с огромной благодарностью.
Я была на обучающем семинаре по подготовке ведущих групп. В какой-то момент речь там зашла о доверии. Казалось бы, все знают что это такое, но когда люди давали определения этому понятию, меня поразило, насколько по разному все его понимают, какие отличные друг от друга смыслы вкладывают. Еще обнаружилось, что у разных людей на наличие или отсутствие доверия к себе, к другим, к миру, влияют совершенно разные факторы.
Для кого-то из участников доверие было связано с предсказуемостью и стабильностью, для кого-то с ценностями и благородством. Для кого-то с добротой. Я же сказала, что могу испытывать доверие в отношениях только если в них есть искренность и правдивость, что скорее предпочту горькую правду, чем сладкую ложь. Напротив фальшь вызывает у меня недоверие, даже если эта фальшь с доброжелательным «предсказуемым» лицом.
Поговорили и перешли к практическим упражнениям. Пол в пространстве между столами застелили матами, и мы по очереди стали делать всем известное упражнение на доверие – кто-то один вставал на стол спиной к краю, затем расправив руки падал вниз, а остальные его ловили.
Это повторялось по несколько раз с каждым. Все визжали, смеялись, было здорово. Моя команда была – что надо, каждый раз меня ловило много крепких рук. Все шло просто отлично.
Но вдруг, когда я в очередной раз встала спиной к краю, ведущий дал группе знак расступиться. Я этого знака разумеется не заметила. Не ожидая подвоха, я плашмя шлепнулась спиной на маты. Больно не было, но от неожиданности я оторопела. Разозлилась и повернулась с вопросом и претензией к ведущему.
Он спокойно сказал: «Ты хотела правды, вот она. Подумай сама, какое же это доверие, когда ты точно знаешь, что тебя поймают?»
Он молчал и пристально смотрел мне в глаза. Я спросила: «А если бы я поранилась?».
Он ответил: «Вряд ли, ведь ты была полностью расслаблена и спокойна. Было много случаев, когда пьяные падали с крыши высотного дома, а потом вставали и шли, как ни в чем не бывало».
Сделав паузу он продолжил: «Тебе важно понять кое-что. В жизни бывает всякое, а тем более в работе с группами. Любой партнер или команда могут оступиться, сделать ошибку. Они могут однажды тебя «не поймать». Уверяю, так и будет. Да ведь и ты сама, тоже можешь оступиться и сделать ошибку…»
Глядя ему в глаза до меня постепенно дошел смысл сказанного. И вот в тот момент произошел инсайт, я глубоко осознала разницу между псевдодоверием и Доверием…
Еще со временем я поняла, почему практически в каждой культуре существуют инициации для перехода на следующий уровень бытия, и все они связанны с понятиями: «прыжок веры», «прыжок в бездну», или «вера выше знания»…
Доверие Целому – это когда ты способен отпустить руки и прыгнуть в неизвестность…

Комментариев нет:

Отправить комментарий