вторник, 19 июня 2018 г.

Если не я, то кто - история Рози

О предназначении и ответственности. Прибыв в Израиль много лет назад, обзаведясь друзьями среди коренных израильтян, я изводила их бесконечными вопросами. Меня интересовало все, а особенно – я хотела понять, как поскорее скинуть с себя тяжесть и страх и стать такой-же свободной и готовой просто брать и действовать, а когда не получается – пробовать дальше. В этом мне страшно хотелось быть похожей на них. Так постепенно я выясняла, как они думают, что лежит в основе их восприятия реальности.
Один из их базовых принципов – исправление мира (тикун hаолам). Он гласит, что мир создан для со-творчества – это «полуфабрикат», в котором Всевышний оставил много дел для человека. И именно в процессе исправления мира человек развивается уподабливаясь по свойствам Творцу.
Согласно этому подходу у каждого есть не только предназначение, но и персональная ответственность за его часть работы. Как написано: «Если не я, то кто?» (Талмуд. Мишна. Авот)
Как-то один израильтянин сказал мне фразу, которая на мой взгляд выражает самую суть такого восприятия : «Когда только я понимаю, что надо сделать для себя и для общего блага, само это понимание доказывает, что именно я отвечаю за то, что это должно быть сделано». Об этом сегодняшняя история.
Моя подруга Шуламит, рассказывала мне много сильных семейных историй, которые являются прекрасными иллюстрациями к заявленной теме. И вот одна из них.
До войны ее предки жили в Варшаве. По мужской линии многие из них были раввинами, и вот уже несколько поколений мужчины их рода размышляли о тайнах святых писаний и управляли общинами.
Ее дед не был исключением, как и его сыновья - отец Шуламит и его старший брат, шли проторенной дорогой предков.
Женская ветвь этого мощного семейного древа – бабушка Рози, уравновешивала устремленные к небесам мужские кроны крепкими корнями. Она была сильной, очень умной, образованной женщиной и занималась предпринимательством. Красавица Рози возила лес из далекой Сибири, продавала древесину по всей Европе и обеспечивала все свое многочисленное семейство.
Имея острый ум и чутье, во время своих путешествий она очень рано поняла, что надвигается катастрофа –«черная чума» фашизма. И в конце двадцатых годов, вернувшись из очередной командировки, Рози села напротив бородатых мудрецов - мужа и отца, и заявила, что намерена забрать своих сыновей из религиозного заведения и дать им светское образование.
Само собой такое заявление было встречено в штыки. Ее попытки объяснить происходящее в Европе не были восприняты всерьез. Оторванные от реальности мужчины не поверили ей. Но в итоге она сделала по своему. Пошла на серьезный конфликт не только со своей семьей, но и со всей общиной, и все же отправила сыновей учиться, одного архитектуре, другого агрономии.
Рози знала, что должна отправить своих мальчиков в Палестину, где им понадобятся востребованные светские профессии, чтобы выжить и быть востребованными…
Ей так и не удалось убедить остальную семью покинуть Варшаву, они не верили ей, отказывались разговаривать после ее «выходки». Потому, после окончания их учебы в 1932 году она собственноручно доставила сыновей в Палестину. Позаботилась о том, чтобы у них было все необходимое.
Рози прекрасно понимала, что обнимает их в последний раз. Попрощавшись, она вернулась в Варшаву, где сгинула в печах концлагеря, разделив судьбу своих близких…
Отец Шуламит и его старший брат были единственными из всего многочисленного рода, кто остался жив. Ее дядя поднимал сельское хозяйство на скудных почвах Земли Обетованной, а отец строил Тель-Авив. Многие здания знаменитого архитектурного стиля Баухаус - творения ее отца.
«Если не я, то кто». Порой провидение открывает глаза только тебе, а остальные остаются слепы. И в таких случаях требуются все силы и мужество, чтобы реализовать свое Предназначение, не смотря ни на что, даже если ты совсем один...
Картина Christian Schloe

Комментариев нет:

Отправить комментарий