среда, 6 июня 2018 г.

О власти по наследству

О власти по наследству. С детства испытываю огромный интерес к истории жизни человека, к тому как формируется его личность, как эволюционируют, ну или не эволюционируют те или иные черты и особенности в его роду. В этой сфере часто слышу от взрослых людей, у кого было тяжелое детство: «Я никогда не буду такой как моя мать», или «Я никогда не буду таким тираном, как мой отец»,или «Я сделаю все, чтобы не быть как мои родители»…
Но порой все бывает не так-то просто, вещи пережитые в детстве глубоко проникают в душу и дают о себе знать, в один прекрасный день. Порой ненависть к чертам родителей притупляет способность распознавать эти черты в себе. И человек избиваемый отцом все детство очень мил со своими детьми, а на работе орет и унижает своих сотрудников. Или эти черты трансформируются и переходят в область психосоматических заболеваний, сексуальных отклонений и т.п.
Единственный способ изменить эти черты – это осознать их наличие в себе, только правда дарует нам выбор. А пока человек думает - «это не про меня», шансы на глубинные изменения ничтожны.
Как-то прочла автобиографичную книгу Владимира Познера (популярного российского и американского журналиста) «Прощание с иллюзиями», там на эту тему есть яркий пример.
Когда Владимир был маленьким мальчиком отец рассказывал ему много историй из своего детства, над которыми сын громко смеялся. Например, про двух бабушек отца. Одна бабушка Пёрл - умная, женственная и харизматичная, которая с удовольствием флиртовала с мужчинами, не считала зазорным показаться в глубоком декольте, или временами на мгновение обнажить лодыжки. Все вокруг происходило так, как ей надо, но никто этого не замечал, купаясь в теплых лучах ее очарования.
Вторая же бабушка, та самая, с фамилией Познер, была полной противоположностью. Высокого роста, с сильными мускулистыми руками и громадными ладонями, мужеподобная женщина с волосами стального оттенка, затянутыми в тугой узел на затылке. Одевалась в черные до пола платья, с длинными застегнутыми до запястья рукавами, высоким, закрывающим шею белым кружевным воротником. У нее было 7 детей, которых она держала в «ежовых руковицах», а когда они выросли, то принялась и за внуков.
Папа рассказывал, что в детстве ненавидел рыбу и как-то за обедом отказался ее есть. Бабушка велела ему выйти из-за стола. Он так и сделал, а на ужин получил тарелку с той самой рыбой, от которой отказался за обедом (все остальные ели другие приготовленные к ужину блюда). Папа снова отказался от рыбы, и ему вновь предложили выйти из-за стола. Утром на завтрак папа опять получил свою рыбу. Он был маленьким голодным, расстроенным, и несчастным мальчиком. Он горько заплакал, и тогда бабушка Познер объяснила ему, что коль скоро кто-то приготовил для ему еду, он обязан ее съесть. Так папу учили «хорошим манерам».
Слушая рассказы отца Владимир громко смеялся, но и очень жалел беднягу. Однако со временем выяснилось, что из стратегий двух бабушек папа, почему-то, предпочел именно бабушку Познер. Когда Владимиру было 5 лет, мать приготовила салат из лука порея. Он понюхал его и сказал, что не хочет это есть. Отец изменился в лице и зашипел: «А тебя никто не спрашивает, что ты хочешь. Ешь то, что тебе приготовлено». Сын отказывался. Дело кончилось тем, что отец силой запихнул в ребенка салат, которым его тут же вырвало.
Владимир недоумевал, как же так! Почему папа делает это с ним! Ведь он сам так страдал от подобного насилия в детстве! И между ними, медленно, но верно, начала образовываться пропасть...
А дальше произошла и вовсе поразительная вещь. Когда Владимир Познер стал отцом, его маленькая дочка не ела. Вернее не глотала, набивала за щеки еду и так сидела. Это могло длиться очень долго. Однажды эта история продолжалась два часа к ряду, он вышел из себя и ударил ее по лицу с воплем: «Ешь! Я кому сказал!»...
Владимир Познер, заканчивая эту главу своей книги написал, что никогда не забудет огромные глаза дочки, она даже не закричала, просто уставилась на него, а из её носа потекла струйка крови. И он обомлел. Он вдруг осознал, что эта зараза просочилась и в него.
Это был последний раз, когда он поднял на своего ребенка руку. Порочная цепочка прервалась в их роду.
Владимир Познер мыслящий и ответственный человек, а потому имеющий свободу выбора, способный сомневаться в «железобетонных истинах» и собственной правоте, но к сожалению так происходит не всегда.
Я часто вижу, как в семьях продолжают жить всевозможные «традиции» вдалбливания «хороших манер», лишающие детей доступа к собственным желаниям и предпочтениям. Потом, повзрослев они часто уже просто не помнят, кем были и кем являются на самом деле...
Первым признаком того, что вами правит нечто заложенное в вас насильно, это чувство абсолютной правоты, не допускающей сомнений и иных мнений.
Вот тут-то и стоит остановиться и заглянуть в себя.
художник Michael Cheval

Комментариев нет:

Отправить комментарий