понедельник, 7 августа 2017 г.

Где взять любовь?

И снова о любви. Многие люди верят, что любовь - это что-то измеримое, что-то, что им выдают в детстве много или мало, умело или неумело, и в зависимости от этого они тоже или могут дать любовь, или не могут. Мол мне не дали, не научили, чего вы теперь от меня хотите? По вере конечно и воздастся, но все же и тут вопрос выбора. Например, я считаю, что любви бесконечное количество, она разлита во всей вселенной, отдавая любовь мы отдаем не от себя, мы просто проводники, словно полые трубочки, сквозь которые льется эта благодать. Именно поэтому в истории было много великих учителей, матери которых умерли при родах или ушли слишком рано. Однако, это не помешало им любить.
В психологии тоже существуют разные подходы, мне близок подход моей коллеги Шуламит Крайтлер. Она утверждает, что сознание человека устроено таким образом, что оно намного шире личного опыта и семьи. Мы не ограничены в получении знаний и опыта всех поколений и культур. Люди могут даже полностью реконструировать свою личность, они способны интегрировать в себя любые идеи, ценности, модели поведения...
Что уж говорить о любви - она есть повсюду. Ею переполнена живая природа, вокруг всегда можно найти людей, которые любят себя и других, начать общаться с ними, учиться у них. О них можно почитать, посмотреть документальные фильмы...
Но Господи, как же часто при этом люди зациклены на своей семье и родителях. Хотят получить именно от них тонны внимания, признания, похвалы, любви...Даже когда этим людям уже за сорок, а их родители глубокие старики и сами похожи на беспомощных детей. Но повзрослевшие дети их словно не видят.
Мне вспоминается один случай из практики. Мужчина, которому было около 50 лет, на каждом сеансе рассказывал мне о своей маме, о том как она всю жизнь держала "руки в боки", какая она властная, как бесконечно давала (и продолжает это делать) "ценные указания", как взирает на него строгим взглядом училки. Что она никогда просто не обнимала его и не давала тепла, как он всегда этого хотел.
Он рассказывал множество историй, как она гоняла его с ребятами по двору, и отнимала у них сигареты, как ее боялись не только ученики, но и министры и т.д и т.п. В моем воображении постепенно возникали картины "домомучительницы", которая держит всех железной хваткой.
Так было до тех пор, пока по случаю я не увидела его маму в реале. Это оказалась худенькая сухая старушечка. Безумно одинокая, чистенькая, жалкая, подслеповатая. Она все время суетилась, тревожилась за сына, задавала ему нелепые вопросы и неуклюже проявляла заботу, давая ему указания: "одень шарф сынок, горло продует", " как же много кофе ты пьешь, у тебя ведь давление высокое" и т.п. На его фоне, а он был крупный мужчина под два метра ростом, она выглядела совсем крошечной и была похожа на маленькую состарившуюся девочку.
Я видела, как он начинает раздражаться и огрызаться, а она все больше тревожится и все больше делает нелепые замечания. Она была такой беспомощной, что у меня сжалось сердце. Пока его мама копалась в сумке разыскивая леденцы для лечения его горла, я шепнула мужчине:
"Я и не думала, что она такая хрупкая. Посмотри как ей тревожно. Пожалуйста, обними ее и успокой". Мужчина даже не понял сначала, "Как это, просто обнять?"
"Да, просто обнять"- сказала я.
Он подошел, поднял ее со стула и крепко обнял. Она было хотела высвободиться от неожиданности, но он лишь прижал ее еще крепче. И тут она прильнула к нему всем телом и затихла. Они стояли так обнявшись и закрыв глаза бесконечно долго. У него и у нее по щекам катились слезы. Они молчали. Я встала и тихонько выскользнула в дверь...
Потом, когда мы снова встретились мужчина сказал: "Господи, я только сейчас понял, что моя мама совсем состарилась, я будто первый раз ее увидел. Какой же я дурак! - он помолчал. - Когда я обнял ее, то понял, что никогда в жизни не испытывал такой нежности, у меня чуть сердце не выпрыгнуло. Откуда это взялось вдруг?"
Я ответила: "Иногда чтобы получить любовь, ее нужно просто дать, дать то, что ты так мечтал получить все свое детство"...

Комментариев нет:

Отправить комментарий