суббота, 8 июля 2017 г.

Жизнь как ценность

О жизни как ценности. "Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить" Бергман И.(выдающийся шведский сценарист, режиссёр кино и театра).
Моя коллега проф. Шуламит Крайтлер - один из ведущих специалистов в мире в области онкопсихологии. Ей удается повысить качество бытия человека, даже если ему осталось жить несколько дней. Я часто спрашиваю ее, в чем секрет. Ответы бывают разными, но в них всегда присутствует мысль, о том, что само по себе Существование (קיום ивр.) является абсолютной ценностью, и в тот момент, когда человек это понимает, все меняется. Быть, осознавать свое бытие - это подарок вселенной и можно научиться ценить каждое мгновение бытия.
Думаю эта идея пронизывает сознание израильтян. Меня невероятно поразило в свое время одно явление. В культуре израильтян принято открытое общение. Например, они десятилетиями завтракают утром в одном и том же небольшом кафе возле дома, читают газеты, спорят о том, что происходит в стране,хорошо знают друг друга, если нужно помогают.
И вот однажды в таком кафе случился взрыв. Теракт унес несколько человеческих жизней, многие получили ранения. Это было много лет назад, в первые мои годы пребывания в Израиле. Я была испугана, скорбела, мне было ужасно жаль этого уютного мирка, который, как я была убеждена, уже никогда не станет прежним. Но каково же было мое удивление, когда после пары недель ремонта кафе восстановили, оно стало краше прежнего, и в нем опять, как ни в чем не бывало, сидели те же завсегдатаи. Они пили кофе, говорили о погибших, вспоминали их и тут же переходили к насущным вопросам жизни - дети, внуки, бизнес, отдых, сходить в синагогу в субботу помолиться...
Я была поражена. Разговорилась с моим соседом, которому на тот момент было около 70 лет. Он родился еще до возникновения государства Израиль. Большая часть его европейских родственников сгинула в печах коцлагерей. Я спросила у него, в чем секрет. "Жизнь должна продолжаться - ответил он с улыбкой, - каждому приходит свой час умирать, но пока мы живы, надо наслаждаться жизнью. Возможно потому наш народ существует уже почти 6000 лет, а ведь за это время сгинули многие великие цивилизации и державы."
Слова, которые он сказал мне после изменила многие мои представления и ценности.
Сосед продолжал: "Что станут делать двое людей, если они давно идут по пустыне, а чтобы дойти куда нужно воды и еды у них осталось только на одного?
Кто-то захочет быть "хорошим", разделит все по братски и они оба умрут от голода и жажды.
Кто-то скажет, "выживает сильнейший" и отнимет у более слабого все, оставив его умирать.
Кто-то взбунтуется и решит устроить "пир" перед смертью, беспечно выпьет всю воду и съест всю еду еду разом и погибнет потом от голода и жажды.
Будут и такие, кто не захочет мучительной смерти и они договорятся убить друг друга."
Сосед интригующе помолчал и продолжил наклонившись ко мне поближе.
"А для нас всегда есть еще Кое Кто. По нашей традиции мы в такой ситуации бросим жребий, подкинем монетку, и тот, кому выпадет жребий жить, должен взять всю еду и воду и сделать все, чтобы выжить и продолжить жизнь, а если получится, то привести помощь. Второй примет это, так как знает, что жизнь должна продолжаться, и если есть хоть малейший шанс продолжить существование, надо им воспользоваться".
Я смотрела в его глаза окруженные морщинками от улыбок и что-то важное происходило в этот момент в моем сознании. В сознании человека, который вырос в культуре, где человеческая жизнь не стоит практически ничего.
"Потому сейчас мы с тобой вспомним погибших тут людей, и продолжим пить кофе, вдыхать аромат свежего хлеба, и еще больше наслаждаясь радостью жизни. И за них и за себя"...
Сказав это сосед протянул мне хрустящий ломтик теплого хлеба, который предварительно мокнул в оливковое масло...

Комментариев нет:

Отправить комментарий